Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 67 главный вред здесь заключается в извращении задач государства: «Государство и государственная власть суть учреждения не классовые, а всенародные; их задача в созидании общего блага, а не личного, не частного и не классового» [7, с. 178]. Используя вечные сюжеты земного и небесного, материального и духовного, насилия и свободы применительно к новому историческому времени, Пришвин считает, что партия большевиков не только подобно Великому Инквизитору приняла дьявольское искушение, но и уверовала, что власть принадлежит лишь земным материальным благам, ради обретения которых люди смирятся с любым насилием. Именно об этом в «Братьях Карамазовых» писал Достоевский: конечная цель всех социальных реформаторов – самим стать властью, ибо «их идеал <…> самое простое желание власти, земных грязных благ, порабощения... вроде будущего крепостного права, с тем, что они станут помещиками... вот и все у них» [5, c. 237]. При этом бунтовщики в своем стремлении привлечь людей к революционному переустройству мира всегда и всюду действуют ложью и обманом: «Никакого у них нет такого ума и никаких таких тайн и секретов... Одно только разве безбожие, вот и весь их секрет» [5, c. 238]. Не случайно мотив безбожной власти как никогда не дремлющего демона насилия, в «Мирской чаше» становится одним из основных. Поставленный в центр повествования, Пришвин развертывает этот мотив в целом ряде символов, аллегорий и притч, составляющих характерные для жанров философской прозы устойчивые антиномии. В политике советской власти Пришвин видит те же методы насилия над народом, что и при царизме, разве что на месте религии оказывается воинствующий атеизм: «Старая государственная власть была делом зверя во имя Божие, новая власть является делом того же зверя во имя Человека. Насилие над обществом совершается в одинаковой мере, только меняются принципы, имена» [14, c. 40]. В «Мирской чаше» это потаенное родство большевизма с монархии раскрывается с помощью народной притчи, которую гадалка рассказывает Ленину, будто бы пришедшему узнать, чем же кончится революционный хаос: «Молот и серп вышел у Марфуши. Ленин обрадовался. «Не радуйся, друг, – ответила Марфуша, – придешь домой, напиши слова и с другого конца прочитай». <...> «Молот серп», – читай теперь, как кончится. – Престолом. – Вот престолом и кончится. – Значит, царем? – Зачем царем, может быть, президентом. <...> У президента, думаешь, престола нет, у президента, может быть, престол-то почище царского» [16, c. 102-103]. Пришвин выявляет здесь главное противоречие социализма: провозгласив идею служения человеку и построения справедливого общества, партия Ленина не только незаконно захватывает государственный престол, но и делает насилие методом решения всех проблем, что неизбежно приводит большевиков сходству с «бесовскими» персонажами Достоевского. Отнюдь не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=