Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 60 – Амбар!» [13, c. 233]. Как истинный черносотенец, Крыскин считает насилие лучшим способом решения всех проблем, а ведь именно таким насилием, но уже красносотенным, было отношение к населению большевистской власти, которая для сбора чрезвычайных налогов ввела практику экзекуции холодом для не желавших платить «контрибуцию», и, как иронично выразился Пришвин, «повсеместно во всей Советской России начался холодный амбар» [13, c. 233]. Так писатель отмечает противоречивость позиции огородника Ивана Афанасьевича, который поддерживает идеологию насилия большевиков, хотя по своему крестьянскому положению он должен был противостоять замыслу Советской власти загнать деревенский люд в коммуну. Еще более существенным свидетельством двойственности образа огородника выступает то, что по своему идейному содержанию он несоизмеримо многозначнее своего прототипа из крестьянской жизни – реального Ивана Афанасьевича, фамилию которого писатель в Дневнике ни разу не упоминает. Да и для противостояния Алпатову как автобиографическому герою повести о революции, художественная логика требует фигуру более значимую, чем тривиальный обыватель-огородник. И так как в лице крестьянина Ивана Афанасьевича автор обозначает лишь житейски- бытовую сторону этого персонажа, то возникает вопрос: кто же является философско-мировоззренческим прототипом Крыскина? Автор этих строк считает, что реальным прообразом огородника Крыскина в «Мирской чаше» выступает Максим Горький, доказательством чему является анализ художественного бытия этого персонажа в контексте творчества Достоевского. При этом мировоззренческие взгляды Горького Пришвин не только сопоставляет с идеями Достоевского, но и рассматривает их внутреннюю связь с революционным движением и религиозным сектантством. Собирая материал для «Мирской чаши» как повести о революции, в декабре 1918 года он отмечает в Дневнике: «Нужно собрать черты большевизма, как религиозного сектантства: 1) идея коммунизма ощущается сектантством как всемирная, всеобъемлющая» [13, c. 192]. Проницательный художник и незаурядный мыслитель с философским складом ума, Пришвин понимает, что за внешним и поверхностным смыслом революционных событий в России скрыт некий тайный смысл движения мировой истории. Если внутренний политический курс большевиков был нацелен на захват власти, то внешний смысл идеологии большевизма заключался в прозападнической ориентации политики Ленина и его партии, провозгласивших построение в России социализма первоочередной задачей пролетарской революции. Пришвину хотелось объяснить, почему чуждые русским национальным интересам европейские идеи находят поддержку в сознании образованного сословия. В свое время Достоевский писал, что начиная с середины XIX века идеи европейского атеизма и нигилизма фатальным образом начали заменять отеческое православие в умах русской либеральной интеллигенции, уверовавшей, что рай на земле можно построить и без Бога. Пропаганда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=