Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 6 К такого рода новациям следует отнести оригинальные виртуальные технологии, содействующие разблокированию отдельных участков восприятия и их регенерации, путем вытеснения низкоморальных аффектаций, отрицательно влияющих на жизненный тонус студентов, с одновременным заполнением образовавшихся пустот позитивными духовно-нравственными настроями. Производится это за счет подачи методически выверенного визуального импульса, нацеливающего на перефокусировку зрительного внимания с одного объекта на другой. Известно, что более восьмидесяти процентов знаний о мире люди черпают из своих зрительно-образных представлений, поэтому именно они влияют на составление суждений, становящихся мотивациями для совершения определенных поступков. То, что человек видит и переводит в образы, он все время подвергает моральной оценке, подразделяя образную панораму окружающей среды на злое/плохое – неопределенное/нейтральное – доброе/хорошее. Адекватность оценки, безусловно, зависит от опытности, жизненной зрелости, которые в студенческой среде встречаются редко. В характере молодых людей, наоборот, часто превалируют максимализм и безаппеляционность, при определении того, о чем они имеют слабое понятие и при этом наличествует принижение роли или игнорирование советов людей старшего поколения. Отсюда возникают проблемы с учебой и отклонение от социально ожидаемого типа поведения. Виртуальные технологии направлены на выравнивание психо-поведенческих клише, переакцентуацию идеальных устремлений на достойные духовно- нравственные образцы. Они могут применяться в любом вузовском курсе, но наиболее эффективны при использовании на занятиях, в планах которых имеется значительный задел моральных проблем, поэтому примеры их апробации связаны в данном случае с преподаванием, прежде всего, философии, а также других гуманитарных дисциплин. 1. Сущность и специфика виртуальных технологий. Для раскрытия обозначенных аспектов следует обратить внимание на тот факт, что у людей любая ситуация начинается с переживаний, которые, по мере их развития, влекут за собой порождение образа предмета внешней среды, инициирующего эти переживания. Скажем, во время семинарских занятий у всех вызывают недовольство громкие звуки, исходящие из того угла аудитории, где сидят несколько студентов. По мере определения причины происходящего, становится ясно, что так работает мобильный телефон одного из присутствующих. Этот студент приносит извинения за нарушение порядка, затем вынимает аппарат из сумки и отключает его. Тут преподаватель, а также все остальные студенты получают возможность увидеть источник шума и создать образ данного артефакта. Такая операция в философии и других науках определяется через термин «отражение» [7, с. 34-35]. Он указывает на то, что предмет как в зеркале отражается в сознании, хотя и не в абсолютно похожем виде. Образы формируют скрытую структурную композицию восприятия, они бывают как первичные, так и вторичные. Первичный образ возникает при отражении предмета внешней среды, вторичный – при отражении не предмета, а его образа. Выходит, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=