Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 59 определяться революционной бесовщиной, но и раскрыть тайну прототипа одного из ее главных персонажей. Повесть о революции обдумывалась многие годы, потому-то писатель называет ее своей «коренной вещью», решением высказать о революционной катастрофе всю правду, найдя для этого слова самые сильные, такие, как слово «хлеб». И так как самим библейско-символическим названием одной из глав («О хлебе едином») Пришвин подчеркивает ее ключевое значение для раскрытия замысла всей повести, то ясно, что главным персонажам этой главы Михаилу Алпатову (alter ego писателя) и огороднику Ивану Афанасьевичу Крыскину, духовно противостоящим друг другу, предназначена особая роль и смысловые значения их поступков распространяются на весь текст. Повествование здесь начинается со встречи возвращающегося из города учителя Алпатова с огородником Иваном Афанасьевичем, который носит имя и отчество реального лица, и об общении с которым Пришвин неоднократно пишет в дневниковых записях 1918-1920 годов, когда после изгнания из родовой усадьбы Хрущево под Ельцом он служит в одной из деревень библиотекарем, а затем учителем Елецкой гимназии. Содержание этих записей, связанных с конкретным огородником, почти полностью входит в «Мирскую чашу» как выражение «гласа народа», идущего из самой гущи жизни русского крестьянства. Как типичный представитель крестьян, Крыскин щедро наделен житейской сметкой. Но несмотря на природную сообразительность, он все же весьма далек от истинной культуры. «Иван Афанасьевич, с которым я так много беседовал с глазу на глаз, вдруг накинулся на меня при людях, бранил Льва Толстого, которого никогда не читал, и всех ученых людей, которые погубили Россию... Брехал он без толку, без смысла» [13, c. 232], – так исчерпывающе характеризует его писатель в январе 1919 года. Такова же, по сути, и другая дневниковая запись Пришвина в конце 1920 года, в которой имя огородника упоминается в связи с Достоевским, чьи идеи, на наш взгляд, имеют для «Мирской чаши» ключевое значение: «Горюч-камень – бремя родины. Ив. Афанасьевич (в Рябинках) швырнул им в Толстого и в Достоевского. Черный лик бога за этим камнем. Типы темных людей (черносотенцы)» [14, c. 122]. Эта запись, что огородник Крыскин яростно обличает философско-мировоззренческие идеи Толстого и Достоевского, хотя с их творчеством он не знаком, указывает, что в его образе автор выводит или лицо вымышленное, или личность прототипа этого персонажа умышленно окутывается тайной и не называется прямо, хотя писатель относит его к черносотенцам. Следует отметить, что принадлежность реального крестьянина- огородника к черносотенцам Пришвин отмечал в Дневнике и раньше, обсуждая с ним возможность совместить принцип свободы личности с государственной системой большевизма. «Так черносотенец Иван Афанасьевич сказал мне в ответ на всю мою песнь о свободе и свободных людях – Прометее, Христе: – Одно слово все разбивает. – Какое слово?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=