Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 54 The article notes that the years spent by the writer in prison, formulated the concept of crime and punishment in the worldview of the writer in its entirety. However, he finds that some crimes were strange, psychologically inexplicable. The writer was concerned with questions of the cruelty, the senselessness of punishment, the proportionality of punishment and crime. According to the author, Dostoevsky has not only of theoretical interest to the problem of crime but also a rich store of observations of the real criminals with their real crimes. At the end of the article contains the conclusion that one should speak about the existence of a conceptual image of crime in the F. M. Dostoevsky’s art world, about the evolution and transformations of this image and should consider the idea of the crime in the language of the individual and in the thesaurus of the writer more closely. Keywords: the idea of a offence, F. M. Dostoyevsky, punishment Рождение идеи преступления в художественном мире Ф. М. Достоевского не является случайным. Тема преступления присуща всему творчеству писателя. Р. П. Блэкмур, автор книги «Язык как жест», утверждает, что в художественном произведении слова живут замкнутой жизнью и рождают особые символические значения, познаваемые интуицией [1]. Исходя из этой посылки, Блэкмур трактует преступление в романе Достоевского «Преступление и наказание» как акт жизни: «Край бездны греха являлся горизонтом спасения в вере, а страдание – условием видения. Грех был преступлением, а страдание – верой, наказанием. Если пойти по этому способу провидения дальше, то станет очевидным, что акт самой жизни – это преступление и что подчинение вере, страданию в жизни ценою этого акта означает спасение» [8, с. 91]. Американский литературовед С. О. Лессер, опираясь на концепцию З. Фрейда, утверждает, что главной причиной, рождающей литературу, являются неудовлетворенные инстинкты, внедренные в подсознание социальными запретами. С точки зрения фрейдиста, значимость Достоевского в его редчайшей способности проникновения в глубинные пласты подсознания, где властвуют противоборствующие силы расщепленной личности [2]. Достоевский, по мнению Лессера, не мог бы сформировать эти способности, если бы не имел непреходящего ощущения вины, порожденного у него болезненными впечатлениями детства. Интуитивно всю жизнь Достоевский искал пути преодоления этого чувства. Одним из путей для писателя явилась тенденция отождествления с героями-преступниками, другим – поиски христианской веры. Фигура Христа притягивала Достоевского как образ мученика за грехи всех людей и как образ возможного искупления грехов через страдание. Исследователь видит причину появления идеи преступления в творчестве Достоевского в потребности исповедоваться. Именно эта потребность, по мнению Лессера, «определяет тип литературных произведений, которые создавал Достоевский, и объясняет, почему, например, он так часто писал о разнузданных эгоистах, грешниках, преступниках и расточителях – людях, которые, хотя они и великодушны, не могут совладать со своими страстями, агрессивностью или обязанностями» [8, с. 97].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=