Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 53 И. Е. Герасименко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИДЕЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В статье речь идет об идее преступления в творческом мире Ф. М. Достоевского. На широком культурном фоне автор анализирует внутренние мотивы писателя, приводит мысли Р. П. Блэкмура, С. О. Лессера, Д. С. Мережковского. Р. П. Блэкмур трактует преступление как акт жизни. Американский литературовед фрейдист С. О. Лессер утверждает, что Достоевский искал пути преодоления чувства вины через отождествление с героями-преступниками и путем поиска христианской веры. Д. С. Мережковский считал, что обращение Достоевского- художника к исследованию преступления имеет связь с некоторыми чертами характера писателя. В статье отмечается, что годы, проведенные писателем на каторге, сформировали концепцию преступления и наказания в мировоззрении писателя во всей полноте. Однако он находит некоторые преступления странными, психологически не вполне объяснимыми. Писателя волновали вопросы жестокости, бессмысленности наказания, соразмерности наказания и преступления. По мнению автора статьи, внутренний, обусловленный особенностями личности писателя, и чисто теоретический интерес к проблеме преступления, обретенный Достоевским еще в 1840-е годы, соединился у него с необычайно богатым запасом наблюдений над реальными преступниками с их реальными преступлениями. В конце статьи содержится заключение о том, что следует говорить о существовании некоего концептуального образа преступления в художественном мире Ф. М. Достоевского, об эволюции и трансформациях этого образа и рассматривать идею преступления в языковой личности и тезаурусе писателя более пристально. Ключевые слова: идея преступления, Ф. М. Достоевский, наказание I. E. Gerasimenko Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) THE IDEA OF CRIME IN THE ARTISTIC WORLD OF F. M. DOSTOEVSKY In this article we are talking about the idea of offence in the artistic world of F. M. Dostoyevsky. On the broad cultural background, the author examines the inner motives of the writer, he gives thoughts of R. P.Blackmoor, S. O. Lesser, D. S. Merezhkovsky. R. P. blackmur treats crime as an act of life. Freudian american literary critic S. O. Lesser argues that Dostoevsky has searched for ways to overcome feelings of guilt through identification with the characters-criminals and by searching the Christian faith. D. S. Merezhkovsky believed that the appeal of Dostoyevsky through the art creation to the study of crime has a relationship with some traits of the writer.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=