Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 42 по всей вероятности, понимать под «космизмом» и «космическими философиями» единство широкого и узкого подходов, объединив их в некое логически последовательное целое, генетически взаимосвязанное и взаимообусловленное. Это позволит в дальнейших исследованиях «космических философий» реализовывать широкий социально-культурный взгляд, историко-философский подход, наряду с конкретно-философским анализом проблемы. Можно реализовать классификацию космизма в лице «космизированных учений» и «космических философий» и их представителей, вне зависимости от места и времени их появления. Основываясь на самых предварительных и общих подходах, лежащих в историко-культурной сфере, их можно подразделить на: 1) научно-эволюционный космизм, 2) религиозно- нравственный космизм, 3) космизм в искусстве. В то же время, мы разработали дополнительную периодизацию космизма. В ней мы отталкиваемся от идеи того, что «Космическая философия», разработанная К. Э. Циолковским, будучи наиболее полным и законченным вариантом теории космизма и теоретической космонавтики, может по праву называться классическим учением космизма. Здесь присутствуют все основные элементы, позволяющие говорить о ней как о философской системе: онтология, космология, гносеология, аксиология, социология, антропология и, наконец, практическая часть, в виде теоретической космонавтики, что принципиально отличает систему взглядов К. Э. Циолковского от иных космизированных теорий и концепций. На основании этого мы считаем целесообразным, основываясь на принципе историзма (времени возникновения того или иного учения, теории, концепции, и т.д.), выделить космическую философию К. Э. Циолковского как классическую, т.е. занимающую центральное, ведущее положение в ряду аналогичных теорий. В этом случае, теории, появившиеся до космической философии К. Э. Циолковского (т.е. до 1903 г.) мы будем называть «ранними» (ранний космизм), а те, что появились позднее, «поздними» (поздний космизм). Русский космизм, вызрев в недрах философии всеединства, имея глубокую общекультурную общечеловеческую традицию, стал феноменом в истории мировой философии и культуры, счастливо связав историю человеческой культуры прошлого с современной и будущей глобальной практикой человечества, его нравственными, духовными и практическими исканиями путей своего развития. Русский космизм закономерно формируется в классическом виде в России на рубеже XIX-XX вв. В это время Россия вступила в новую историческую эпоху, а на ее общественной арене появились новые мощные силы, среди них, значительный по своему интеллектуальному и духовному потенциалу слой разночинной интеллигенции. Противоречивая и бурная эпоха породила замечательную плеяду выдающихся деятелей культуры. «Серебряный век» России внес огромнейший вклад в сокровищницу человеческой цивилизации, в том числе, породив и космизм. «Русский космизм», в лице таких мыслителей как Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский впервые попытался не только создать более или менее стройную философскую концепцию, но и предпринял попытку найти пути к ее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=