Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 41 которое можно условно определить, как «космическое мировоззрение». Его элементы мы находим в разные исторические эпохи, у разных народов, в разных философских, этических, религиозных и культурных традициях. Мощнейший всплеск культуры «космического мировоззрения» мы наблюдаем и в наше время, когда началось освоение ближнего космоса, когда началось реальное осуществление «Плана освоения космического пространства» К. Э. Циолковского. В этом контексте «русский космизм» представляется одной из вершин выше названного всемирного потока, вершиной, на которой в философской форме было суммировано самое ценное в этом вопросе из всего предшествующего культурного развития цивилизации. Именно идеологи «русского космизма», прежде всего К. Э. Циолковский, дали мощный импульс для последующего прогресса человечества, способствовали генерированию идей в принципиально новых отраслях человеческого знания (не только теоретических, но и практических), кардинально изменив наши представления о месте и роли человека в системе «человек – космос». Космизм является сложным, многоплановым явлением, частью не только русской культуры, но и всемирной культуры. Это достаточно широкое направление в духовной и материальной деятельности человеческой цивилизации, связанное с изучением и преобразованием природы и человека специфическими средствами, ориентированными на познание космоса и его законов. Для нас особенно важным и значимым является то, что именно в России идея космизма обрела четкую концептуальную форму, став основой для начала практических работ в этом направлении. Речь идет, прежде всего, о «Космической философии» К. Э. Циолковского и его теории межпланетных путешествий. Можно дать определение понятия космизма. Мы можем сформулировать, по крайней мере, два подхода к определению понятия «космизма» и того, что можно называть «космической философией», а что «космизированным мировоззрением». Возможно, реализовать широкий подход к пониманию того, что судьбы жизни и развития человека, Земли и космоса едины, что они подчиняются единым правилам, единым законам в своем существовании. В этом случае мы будем говорить о складывании или наличии в мировоззрении того или иного мыслителя, в той или иной исторической культуре или социокультурном сообществе космизированного мировосприятия или мировоззрения. Здесь мы, скорее всего, будем говорить о формировании или наличии в мировоззрении того или иного мыслителя, в той или иной исторической культуре или социокультурном сообществе космизированного мировосприятия или мировоззрения, основанного на идее космического всеединства. Приемлем более узкий подход к определению понятия космизма, предполагающий не только теоретическое и мировоззренческое обоснование реальности бытия единой закономерной судьбы развития человека, Земли и космоса, но также обоснование и доказательство неизбежности проникновения человека в космос, активное воздействие человека на процессы, происходящие в космосе, а, значит, и непосредственное воздействие человека на свою собственную судьбу, на развитие общества. Наиболее продуктивным было бы,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=