Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 40 устраняет страдания (как явление нравственного порядка) и приводит к бесконечному прогрессу разума и человеческой цивилизации [11, с. 1]. Нет сомнения в том, что самые яркие и пионерские идеи «Космической философии» К. Э. Циолковского опирались на мощные традиции общечеловеческой человеческой культуры. Вдохновение приходило к ученому вместе с чтением замечательных книг Жюля Верна (его особенно отмечает К. Э. Циолковский в своих работах), поразительных для современников спекуляций К. Фламмариона. Именно здесь К. Э. Циолковский черпал из богатейшего источника вдохновения. Здесь он находил пищу для размышлений о космических межпланетных путешествиях, о бездонных просторах Вселенной, невидимых планетах, населенных поразительными разумными цивилизациями. На новом, более высоком витке общественного развития К. Э. Циолковский возрождал самые замечательные идеи Ренессанса, прежде всего, ярчайшие антропокосмические взгляды, согласно которым всеобщее счастье, т.е. счастье для всего космоса, возможно лишь по достижении счастья (т.е. бытия без горя и страданий) каждой личностью. Именно через счастье каждого (единичное) человека у К. Э. Циолковского возможно достижение счастья для космоса в целом (всеобщее). Данное положение представляется глубоко гуманистическим и созвучным нашим дням. К. Э. Циолковский на первое место ставил прогресс человеческой личности, удовлетворение ее потребностей. Индивид не теряется у него на фоне титанической эволюции техники и преобразований, происходящих в обществе и Вселенной. Таким образом, мы с полным правом можем говорить о феномене «космической философии» К. Э. Циолковского в рамках «русского космизма», как явлении мировой культуры. «Космическая философия» К. Э. Циолковского является своеобразной «квинтэссенцией», энциклопедией «русского космизма». В ней сосредоточены и систематизированы все основные направления этого оригинального мировоззрения и его философского стержня. В «космической философии» К. Э. Циолковского есть, в том или ином виде, все основные идеи и положения, присутствующие в самых разнообразных течениях «русского космизма». «Космическую философию» ученого можно по праву назвать философской систематикой идей «русского космизма». Заслуга К. Э. Циолковского заключается в том, что он сумел разработать практические меры по претворению в жизнь своих теоретических построений. Он увидел в конкретном научно-техническом средстве (реактивный летательный аппарат) реальный инструмент для воплощения своих самых смелых, фантастических, абстрактных теорий. Связав воедино нравственный и технический прогресс человечества, объединив в единую диалектическую систему человека и Вселенную, обосновав идею космической антропологии и социального космизма, К. Э. Циолковский этим, по сути дела, встал у истоков антропного принципа в самом современном его понимании. К. Э. Циолковский всем своим творчеством доказывает, что понятие «русский космизм» слишком узко и может служить лишь для определения локального исторического, историко-философского, национального культурного явления в мощном потоке всемирного культурного явления,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=