Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 39 практическую деятельность человечества в области космонавтики. Иными словами, земная цивилизация должна стать космоцивилизацией (а затем и астроцивилизацией). Именно исходя из этих основополагающих идей, К. Э. Циолковский, в самом конце XIX века, приступает к разработке математической теории космонавтики, а в 1926 году предлагает практический план реализации своих теоретических построений, план освоения космического пространства, состоящий из 16 пунктов [10, c. 23-27]. Одна из важнейших проблем, поставленных представителями «русского космизма», усиление значимости гуманистического начала в системе «человек – космос». Для них основополагающим, начальным моментом всех событий и целью бытия является именно человек, его интересы и потребности, их удовлетворение. Вся система их исследований строится, исходя из интересов человечества и отдельной человеческой личности. Цели таких размышлений могут быть самые разнообразные. Так, у Н. Ф. Федорова в его работе «Философия общего дела» – это религиозно-этическая утопия, целью которой является достижение человечеством всеобщего счастья через создание системы природорегулирования (влияния на природные процессы в нужную для человечества сторону) и индивидуальное совершенствование, через воскрешение всех предков и расселение их в космическом пространстве [9, c. 5- 6]. Философская система К. Э. Циолковского, являющаяся по своей сути социально-технократической и антропологической утопией-проектом, ставит перед собою, в целом, аналогичные задачи. Этические, социальные и антропологические идеалы, достижение счастья человеком и человечеством, а, через это, достижение счастья для всего космоса являются для К. Э. Циолковского доминирующими во всем его творчестве. Он, подобно Н. Ф. Федорову, видит средства реализации своих идеалов в овладении природными силами, в способности, в конечном итоге, воздействовать на все процессы, происходящие во Вселенной. В то же время, в отличие от Н. Ф. Федорова с его мистической идеей «воскрешения праотцов», К. Э. Циолковский предлагал для решения проблемы сугубо научные, позитивные средства, а именно: реактивный летательный аппарат, при помощи которого можно будет изучить и освоить ближний космос, затем дальний, а вслед за этим осуществить дерзновенный план освоения космического межгалактического пространства в целях окончательного познания законов вселенной и их необходимого изменения в интересах человечества. Если конечный нравственный итог для обоих мыслителей представлялся похожим (достижение счастья для человека и человечества в масштабах вселенной), то пути этого достижения представлялись ими различно. Различно и понимание ими «счастья». У Н. Ф. Федорова исследование мировых пространств необходимо для «приготовления обитателей» для «воскресших праотцов» [9, с. 283]. Для К. Э. Циолковского нравственный идеал, это достижение людьми технического, этического, личного, социального и антропологического совершенства с целью овладения силами природы. Это, в свою очередь, по мнению К. Э. Циолковского,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=