Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 37 во вселенной. Не случайно, что именно в России появились первые попытки создания общефилософских, общетеоретических работ в этом направлении. Именно здесь, в бурном котле российской жизни, кипевшем различными идеями, учениями и теориями, родилась еще одна, «русский космизм». Предшественниками этой теории («ранними космистами») были В. Ф. Одоевский, В. С. Соловьев; его основоположниками, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский (прежде всего), В. И. Вернадский; последователями и яркими представителями, П. А. Флоренский, А. Л. Чижевский и многие другие. В то же время, космизм не есть лишь российское явление, мы с уважением говорим о П. Тейяре де Шардене, Дж. О. Нейле и многих других выдающихся зарубежных ученых и философах, объективно принадлежавших к традиции космизма. Человечество в своем развитии закономерно шло к общетеоретическому обоснованию необходимости космонавтики. Это было объективным закономерным процессом. Интерес к нравственно-этической проблематике, поиски счастья в виде социального идеала, приближение к основам социальной антропологии вывели русских мыслителей на новые, неожиданные направления в исследованиях. Хотя работа в этом направлении шла и в других странах. Русский космизм, вызрев в недрах философии всеединства, стал феноменом в истории мировой философии, счастливо связав историю человеческой культуры прошлого с современной и будущей глобальной практикой человечества, его нравственными исканиями путей своего развития. Достаточно проблемным является вопрос о тем, почему именно в России на рубеже XIX-XX вв. идея космизма, имеющая глубокую историко- культурную традицию, оформилась в более или менее стройную теорий, нашедшую позднее воплощение в практических свершениях. Где-то в середине прошлого века, в пестром калейдоскопе всяческих теорий и философских систем, принимавших подчас форму мировоззрения той или иной группы русской интеллигенции, появляется и оформляется еще одна, связанная с пониманием закономерностей земной жизни как частных проявлений бытия космоса. Это направление философской мысли и получило название «космизм». Необходимо оговориться, что космизм как явление общественного сознания и духовной жизни России был очень широко представлен в своей мировоззренческой базе. Элементы космизма мы можем найти у таких различных мыслителей как Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, А. С. Хомяков и др. Явные элементы космизма мы видим в творчестве В. Ф. Одоевского, в литературе, поэзии и живописи и т.д. С 60-х гг. XIX в. начинает работать над «Философией общего дела» и Н. Ф. Федоров, мыслитель, одним из первых создавший систему взглядов, в основе которой лежала космизированная идея «супраморализма», «природорегуляции», воскрешения умерших поколений и расселения их в космосе. Тот факт, что уже в середине прошлого века Н. Ф. Федоров предпринял попытку создать некую более или менее стройную систему космизма, в которой идея единства Земли и вселенной является определяющей, показывает, что уже в то время существовала определенная общественная потребность представить земную жизнь как проявление жизни космоса. В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=