Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 36 закономерности всеединства и неизбежности проникновения в космос на своем уровне, своими средствами. В то же время, мы разработали и предложили к использованию дополнительную периодизацию космизма. В ней мы отталкиваемся от идеи того, что «Космическая философия», разработанная К. Э. Циолковским, будучи наиболее полным и законченным вариантом теории космизма, теоретической космонавтики, может по праву называться классическим учением космизма. Необходимо добавить, что в космической философии К. Э. Циолковского присутствуют все основные элементы, позволяющие говорить о ней как о философской системе: онтология, космология, гносеология, этика, социология, антропология и, наконец, практическая часть, в виде теоретической космонавтики, что принципиально отличает систему взглядов К. Э. Циолковского от иных космизированных теорий и концепций. На основании этого мы считаем целесообразным, основываясь на принципе историзма (времени возникновения того или иного учения, теории, концепции, и т.д.), выделить космическую философию К. Э. Циолковского как классическую, т.е. занимающую центральное, ведущее положение в ряду аналогичных теорий. В этом случае, теории, появившиеся до космической философии К. Э. Циолковского (т.е. до 1903 г.) мы будем называть «ранними» (ранний космизм), а те, что появились позднее, «поздними» (поздний космизм). Чем является общецивилизационный, скорее общекультурный прогресс с точки зрения космизма? Возможно, это в значительной степени процесс экспансии становящегося на ноги человечества (прежде всего в географическом и культурологическом смыслах). Это непосредственное, естественное стремление к овладению все новыми и новыми пространствами. Человечество изначально стремилось к захвату новых территорий (не обязательно при помощи насилия, но, к сожалению, зачастую при его помощи), сначала биологически, расширяя ареал своего обитания, затем обосновывая это движение идеологически. В конечном итоге, именно с этой точки зрения становится объяснимой устремленность человечества в морские глубины, романтическая заинтересованность в освоении воздушного океана, а затем и космического пространства, исследовании иных планет. Для древнейших культур в человеческой истории характерен пристальный интерес к осознанию своего места в мире, к попытке включения себя в единую систему взаимодействия и взаимовлияний, объединяющую собственно человека, мир его окружающий (землю) и космос. Образы мировой горы, всемирного древа, небесной лестницы и др., как отражение идеи всеединства, взаимосвязи всего сущего, характерны для большинства мифологических систем человеческих культур (шумеро-аккадская, древнеарийская, древнекитайская и др.). В дальнейшем подобные взгляды органически включались в мировоззренческие, религиозные и научные системы человечества. «Серебряный век» русской культуры, являясь, во многом, уникальным событием в культуре мировой, породил феномен русской интеллигенции. Начиная с М. Ломоносова и А. Радищева, русская философская мысль была близка к глобальной проблематике, попытке осознать место человека и его роль

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=