Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 20 самым лучше понять и себя и других. При этом формируется виртуальная ассоциация молодых людей, проводящих апробацию общих идей, понятий, установок. Такое единение помогает сблизить точки зрения по обсуждаемым ценностям гражданственности, вызвать к ним доверие, которое «является одним из важнейших элементов виртуальной организации» [11, с. 214]. Конкретизируя вопрос, скажем, что вполне уместно взять за основу систему взаимоотношений героев романа А. Дюма «Три мушкетера» и выбрать для просмотра знаковые эпизоды. Обучаемые увидят, что эти разные по возрасту, интересам и социальному статусу люди никак не могли договориться друг с другом, пока не стали терпеливо сносить недостатки каждого. Тогда им удалось сплотиться и совершить подвиги во имя процветания Франции, т.е. стать настоящими гражданами. Когда студенты привыкнут к тому, что говорить о Родине с позиции гражданина подобает в возвышенных тонах и с полным почтением, то это послужит сигналом поиска подходов к выявлению некоторых плохих сторон нашего существования и их устранению. Речь, конечно, не идет о кидании из одной крайности в другую, из позитивной позиции в негативную. Тут ставится задача научить молодежь не только хорошо думать и говорить о своей стране, но и активно трудиться над тем, чтобы завтра в ней было бы лучше жить, чем вчера. В этот контекст оптимально впишутся, например, политологические программы, составленные под девизом «Твоя личная ответственность». При их реализации между студентами в группе распределяются «служебные посты» – президента, министров, руководителей вуза, больницы, агрофирмы, промышленного предприятия, спортивного комплекса и т.д. Каждый из них, далее, выступает с докладом, первая часть которого состоит из перечисления того, чего не хватает для успешной работы в подведомственной ему отрасли, а вторая – из предложений по улучшению положения дел. Хорошо, когда между выступающими идет обмен местами, критическими замечаниями, предложениями по росту благосостояния страны. Потому что такое виртуальное общение не только пробуждает чувство гражданственности, но и способствует созданию конкретных планов гражданской самореализации в период будущей профессиональной деятельности. Безусловно, истинным следует признать тот факт, что студент – это уже достаточно взрослый человек, который представляет собой гражданина, ведь, в отличие от детей, он не только дееспособен, но и правоспособен, в связи с чем, имеет все основания для выражения своего чувства гражданственности в полном объеме. Однако вряд ли кто будет оспаривать и то, что настоящим гражданином не рождаются, им становятся при участии в кропотливом духовно-нравственном воспитательном процессе. И получение высшего образования в этом отношении является временем пополнения знаний и умений, касающихся не только специальности, но и гражданской опытности. Заключение. Подводя итоги, следует указать на то, что современный вузовский устав предоставляет широкие возможности для внедрения различных воспитательных методик: и давно зарекомендовавших себя с положительной стороны, и новых, только еще продвигаемых в сферу апробации. Поэтому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=