Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 19 Из-за этого коммуникация со студентами не может быть одномерной, она должна выглядеть композитной, метафоричной, будоражащей их чувства и воображение, подталкивающей к виртуально-образному артикулированию проблемы гражданственности. Поэтому именно виртуалы выполняют функции основного звена в цепи духовно-нравственных мероприятий, связанных с визуализацией, они же являются сборным пунктом сведений, полученных в ходе двух этапов формирования гражданственности. Предназначение виртуальных образов состоит в том, чтобы восполнить ту информацию, которая по каким-то причинам не была отражена в первичном образе; чтобы выдвинуть на передний план черты, в принципе отсутствующие у объекта и его простого образа, но важные для понимания сути вещей; чтобы заменить собой простой образ, который невозможно создать из-за неопредмеченности объекта. Эти присущие виртуалам свойства и нужно применить в гражданском воспитании. Начать лучше с подготовки к визуализации более легких понятий – гражданственности и примыкающего к ней патриотизма. Приводя их к общему знаменателю, получаем такую категорию: большое чувство любви к своей Родине. Ее метафоры и ключевые слова, приближающие формирование вторичных образов: бережное отношение, нежность, восхищение, защита и оборона, подвиги военные и трудовые. Преподавателю следует вовлекать студентов в виртуальное сценирование: давать задание по выбору героев книг, фильмов, даже компьютерных игр, чтобы они примеривали на себя образ и на семинаре рассказывали, как, будучи некоторой персоной, совершают поступок, выражающий любовь к своей стране. Важно добиваться плавного перемещения от сухого, отстраненного пересказа к эмоциональному вживанию в действие, в движение души того субъекта, который становится вторым «я». Если занятия по развитию чувства гражданственности организуются правильно, то наряду с любовью к Родине у студентов станет проявляться и ненависть к ее врагам – внешним и внутренним. Это естественный ход углубления в материал, однако, тут сразу возникает необходимость семантической и виртуальной идентификации врагов как таковых, ограничение их перечня чужими людьми, приносящими вред Родине. Требуется различение чужих и иных, а также утверждение того тезиса, что россиянин – это свой, но он может быть таким же и иным. Иной – не враг, а обыкновенный человек, который отличается от большинства населения внешним видом, религиозными взглядами, образом жизни. Регулирование инаковости подводит к усвоению содержания толерантности и компромиссности и принятию этих качеств студенческой аудиторией на личную апробацию. Здесь может мешать максимализм, привычка к безапелляционным суждениям, однобокость восприятия. Поэтому опять следует обратиться к виртуальному проигрыванию сложных случаев. Для этого уместно создать сценарий культурологической полемики, и включить в него групповые действия со сменой ролевого функционирования. Подобные визуализации дают сильный многогранный эффект, потому что «надевание» образов других и осуществление коммуникаций под их личиной дает студентам возможность психически расслабиться и более активно вести свою линию, тем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=