Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 17 На втором, коммуникативном этапе, после создания обобщенно- виртуального и этически насыщенного образа, студентам нужно помогать примеривать на себя качество гражданина и взращивать в себе чувство гражданственности. Подобный процесс в вузе осуществляется в основном в ходе общения преподавателей с молодыми людьми, как во время лекций, так и в период практических занятий. Важным моментом тут является перманентное будирование вопросов, выводящих на дискуссионное рассмотрение тех вариантов гражданского позиционирования, которые в установочном порядке задекларированы на предыдущем концептуальном этапе и проявлены в сводном образе. Основным импульсом, на который опирается коммуникативность, выступает духовно-нравственный приоритет, являющийся доминирующим в личности каждого обучающегося. Речь идет в данном случае о справедливости, утверждающей необходимость равного распределения жизненных благ. Значимые для людей средних лет понятия добра и зла у студентов не находят обычно полноценного отличения, потому что содержание их нравственности слишком тесно увязано с активной нацеленностью развивающегося организма на присвоение и потребление понравившихся вещей. В их реестр входят, конечно, не только материальные артефакты – еда, одежда, предметы, нужные для обучения и досуга, но и духовные – любовь родителей, поддержка друзей и сокурсников, красота природы, музыки, стихов. Заметим, что у справедливости присутствуют две стороны: одна – справедливость избранных, другая – справедливость равноправных. Первая может дополнять молодежный эгоистический максимализм, уводя в сторону от чувства гражданственности. Так, те студенты, которые являются единственными детьми у родителей или живут в чрезмерно благоприятных условиях, часто считают вполне справедливым, что самое лучшее в семье получают они, все их прихоти выполняются, от неприятностей они ограждаются, живут своими интересами и только для себя. Преподавателям, особенно задействованным в структуре гуманитарного цикла, приходится подвергать это мнение коррекции за счет привития такого рода молодым индивидам духовно-нравственного качества справедливости не эгоизма, а равноправия, хорошо коррелирующего с гражданственностью. Пробуждать у студентов приязнь к равенству и братству людей, населяющих землю родной страны, особенно результативно удается на занятиях по истории Отечества, тематически связанных с периодами Древней Руси, Петровских реформ, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, когда защита или обновление страны достигались только за счет сплочения людей разных сословий, национальностей, степеней талантливости. Все они наступали на свои эгоистические замыслы, сливались с народом и становились гражданами России. При этом «список дисциплин, используемых для привития нравственных качеств гражданственности, может быть достаточно широк, в том случае, если коммуникация направляется в нужное русло» [3, с. 105-106]. Например, изучая концепции современного естествознания, вполне уместно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=