Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 14 формируются волевые импульсы, выражающие определенные этические настрои на самоизменение. Это, прежде всего, обволакивающий настрой. Он характерен для начальной фазы разрыва с бессознательными виртуалами и перехода к осознанным виртуальным построениям. Студенты воспринимают присутствие кумира как бы рядом, в обычной жизни. Видят его похожим на себя, идеализируя свои возможности. Ими ведутся постоянные проигрывания ситуаций, когда учеба в вузе закончена, получена престижная работа – успешность становится самой жизнью и все это настолько ярко, что они подчас слабо различают, где физическая реальность, а где виртуальная. Ясно, что эти студенты не готовы к работе над собой, живут в мечтах, самовосхвалении и поэтому нуждаются в развивающей поддержке. Она состоит в разъяснении сути того духовно-нравственного действия, которое они призваны осуществить, поступив в высшее учебное заведение. Это поддержание в себе стремления к упорному познавательному труду, преодоление соблазна идти легким путем в учебе, используя поверхностные способы усвоения знаний. Следующим является параллельный настрой – наиболее популярный среди студентов. Он возникает при включении более осмысленной творческой активности по сравнению с обволакивающим виртуалом. Здесь уже больше волеизъявления и осознания того, что для достижения целей самоизменения нужна целеустремленная учеба, упорядочивание планов и действий. Виртуальная эйфория сменяется сравнением черт в себе настоящем и в себе будущем, близком к идеалу. Поэтому у студентов создается ощущение, что виртуал – это не обычная жизнь, но и не далекая другая – он рядом, как если выйти из комнаты через дверь в коридор и войти далее в следующую комнату. В этом случае развивающая задача облегчается, ибо процесс духовно- нравственной работы студентов над собой становится реальностью. Но он еще слишком слаб, чтобы говорить о его успешности. Кроме того, в этом настрое студентом может овладевать синдром колебательной неустойчивости, когда он то находится в фазе активности, стремится больше работать над самоулучшением и сближением с кумиром, то переходит в фазу пассивности, считая, что достаточно потрудился и может теперь полениться, побыть довольным собой. Поэтому здесь нужно ситуацию держать под контролем, на занятиях постоянно приводить доказательства в виде жизненных примеров, указывающих на то, что только неограниченная длительность движения, ведет к достижению цели; уместно будировать вопросы об уровнях личностной трансформации и побуждать студентов уточнять свое местонахождение по отношению к вершине совершенства, на которой пребывает кумир. Наконец, есть ступенчатый настрой, который возникает только при наличии устойчивого волевого напора и понимания студентами той истины, что самоизменение требует времени и закрепления достигнутых результатов. Поэтому сразу обнаруживается тот факт, что он не является массовым настроем, а характерен лишь для некоторых представителей студенческой молодежи, которые оказались способными критически воспринимать собственные успехи. Тут виртуальные действия превращаются как бы в подъем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=