Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 13 определенный критерий вычленения среди образов положительных героев наиболее подходящего для последующей его виртуализации. Имеет смысл по этому поводу обратиться к философско- педагогическому наследию С. И. Гессена, в котором ясно указывается, что правильность выбора идеала подтверждается формированием нескольких определенных черт в характере студентов. Первой чертой является приверженность к решению масштабных жизненных задач (он называет их сверхличными целями), достижение которых осуществляется с оглядкой на трудовую деятельность какого-либо выдающегося человека. Второй – называется серьезность намерений в отношении того, чтобы посвятить себя деятельности, вызывающей интерес, последовательность шагов в движении к вершине профессионализма. Третьей – выдвигается устремленность к добру, причем эта последняя в данном перечислении черта ставится во главу угла при общении с кумиром. Кроме того, С. И. Гессеном предлагается и удобная, в плане сочетания с вузовскими виртуальными технологиями форма апробации этого критерия в виде духовно-нравственных странствий по пунктам биографии того лица, которое производит на студентов наибольшее впечатление. Без сомнения, любая выдающаяся личность имеет неординарную биографию и даже при поверхностном ознакомлении с ней возникает потрясение от той истины, что каждая победная вершина достигается упорным трудом, от которого не избавляют ни таланты, ни развитые навыки. Между тем, этим ученым предусматривается не беглый просмотр дат, а скрупулезное отслеживание судьбоносных периодов, из которых комплектуется единый жизненный путь, ведь в биографии, как он считает, сохраняются только те факты прошлого, которые становятся рубежными этапами в осуществлении личностью ее призвания, служения ее сверхличным ценностям. Так производится вхождение в конкретные условия существования кумира, в его мечты, переживания успехов и неудач [4, с. 73-74]. Подобные путешествия работают на перспективу, приучая студентов к мысли о том, что когда-нибудь у них тоже выстроится своя биография, если, не теряя времени, они приступят к решению важных задач. Притяжение странствий не ослабевает, потому что они лишены статичности, находятся в постоянном изменении и развитии и сам образ идеала, и окружающий фон взаимодействий с ним с течением времени приобретают все новые черты. Конечно, в отношениях с той личностью, которая воспринимается студентом в качестве путеводной звезды, важным является фактор сближения параметров человека и идеала. В ходе процесса общения можно отслеживать динамику нравственного развития молодежи, корректируя направление прилагаемых ею духовных усилий. Опыт показывает, что студенты далеко не сразу входят в нужное русло взаимодействия с виртуальным кумиром, многие долго выбирают кандидатуру, некоторые перескакивают с одной на другую, или им нравятся несколько образцов. В структуре виртуальных технологий выделяются три распространенные конфигурации такого рода ситуаций, когда выбор кумира завершен и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=