Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 10 упрощенных эмоций с формулировкой следующих резюме: все хорошо, ну и ладно; все плохо, ну и ничего, как-нибудь выкручусь. Стоит говорить о том, насколько, как считает сам студент, у него развита воля, в чем он видит ее силу и слабость, в чем ее предназначение. Главное состоит в том, чтобы нацелить его подумать о себе как о самостоятельном субъекте действия, который волен решать и поступать по своему разумению, но и обязан нести ответственность, что важно, моральную прежде всего, перед собой, другими людьми. Подача коммуникационного материала не должна постоянно держать под прицелом волю, но его структура должна подводить студенческую аудиторию к осмыслению точек бифуркационных ветвлений в судьбах цивилизаций, народов, отдельных выдающихся людей, когда в тех или иных ситуациях за счет сильных волевых активаций идет созидание, а слабых – разрушение, что должно наводить студентов на констатацию необходимости занять продуманную, морально обоснованную волевую позицию в выборе жизненных приоритетов. Так возникают условия для духовно-нравственной виртуальной работы, ибо постоянно на поверхность всех обсуждаемых вопросов будет выходить вывод о том, что сила воли заключается в овладении, прежде всего, самим собой, своим целеполаганием и целедостижением. Ведь как гласит восточная мудрость: «тот, кто владеет другими достаточно силен, а кто владеет собой абсолютно могущественен». Думая о себе как о волевом, сильном, студент не находит опредмечивания себя идеального в физической реальности, он видит себя таким как есть, в образе еще начинающего взрослеть человека. Однако стремление достичь большего в своей значимости, подогреваемое стимулирующим посылом из вузовской действительности, побуждает его производить с имеющегося образа себя вторичное отражение и создавать виртуал, но теперь не бессознательный, а осознаваемый, творчески артикулируемый. Как видим, студент проходит в сознании ступени самоизменения, коррелирующие со знаковыми точками виртуального духовно- нравственного роста, причем гармонично включенными в учебный процесс. 2. Виртуальные технологии как средство преодоления низкоморальных предпочтений студентов. Известно, что позиции добра и зла, а также к ним примыкающие модификации, располагаются в сознании людей, включая и студентов, в виде развернутой вертикали, по краям которой находятся плюсовый и минусовый ареалы нравственного концептуирования. В этом амбивалентном раскладе студенты, как правило, тяготеют к одной из двух виртуально-образных аранжировок, сопровождающих или отрицательную нравственность обслуживания (потакания желаниям) – стимулирующую создание болезнетворных виртуалов; или положительную нравственность служения (долга) – инициирующую включение оздоровляющих виртуальных образов. Работа по активации этих виртуальных образов производится за счет перевода психической энергии с ее нижних, бессознательных отделов в верхние, управляемые менталитетом. Таким способом бессознательные чувственные всплески обесточиваются и теряют, в значительной мере, силу своего влияния на человека. Но здесь важно учитывать один момент,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=