Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 92 Chekhov's dramaturgy. The paper studies the role of musical motifs and sound effects in the composition of plays and creating characters images, studied special lyrical, musical atmosphere of Chekhov's drama that inspires the life depicted writer includes readers in the life of Chekhov's characters. Keywords: drama, musical motifs, polyphony, music, lyricism, sound design. Антон Павлович Чехов был чрезвычайно восприимчив к музыке, переживание которой давало ему ощущение радости жизни и становилось импульсом творческого вдохновения. По словам Т. Л. Щепкиной-Куперник, только в музыке Чехов признавал пафос и романтизм и «отдавался их очарованию» [11, с. 332]. Поэтому писатель обогащал свои произведения музыкальными мотивами и мелодическими формами, которые пронизывали ритм его рассказов, речевые высказывания персонажей, они часто упоминались в тексте, вводились для сравнения жизненных явлений, заполняли паузы в сюжетном движении. В ряде случаев Чехов строил свои произведения по музыкальным законам. Например, сам писатель говорил, что рассказ «Счастье» художественно организован как «квазисимфония», а повесть «Черный монах» была воспринята Д. Шостаковичем как «вещь, построенная в сонатной форме» [1, с. 152-153]. Об исключительной музыкальности чеховской прозы писали такие исследователи, как И. Эйгес [12], Н. Фортунатов [9], Я. Платек [6; 7]. Но не в меньшей степени, а, возможно, и в большей музыкальность Чехова проявилась в его драматургии. Так, исследователь Н. Ф. Иванова обратила внимание на роль романсового начала в пьесе «Вишневый сад» [2, с. 560-565]. Н. П. Малютина сопоставила полилог данной комедии с музыкальной драматургией рубежа XIX-XX столетий и пришла к выводу о сложности полифонизма этой пьесы, который становится мощным средством драматургии и важнейшим средством художественного мышления [4, с. 553- 559]. К. С. Станиславский подчеркивал, что Чехов как автор драматических произведений был не только поэтом и художником, но и музыкантом. Как отмечает Е. С. Роговер, пьесы Чехова «были транспонированы в соответствии с ритмами его эпохи» [8, с. 197]. А по словам французского писателя Андре Моруа, «любая пьеса Чехова подобна музыкальному произведению… Создается впечатление, что в свой театр он пытался перенести ощущение нежности, воздушной легкости, меланхоличной и хрупкой красоты» [5], присущее музыкальным произведениям. По этой, видимо, причине драматургия Чехова притягивала внимание таких композиторов, как П. И. Чайковский и С.В. Рахманинов. Последний, например, создал на чеховские темы не только «фантазию для оркестра», но и романс «Мы отдохнем» на слова монолога Сони из IV действия пьесы «Дядя Ваня», а также композитор планировал создать оперу «Дядя Ваня», о чем сообщал Б. Асафьев. При восприятии чеховской драматургии вспоминаются также мелодии П. И. Чайковского. От их произведений веет особой теплотой, душевностью, горячим сочувствием человеку, а в опере «Евгений Онегин», по словам Б. Асафьева, «предварен лиризм чеховских драм» [1, с. 157]. В свою очередь, А.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=