Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 91 Г. С. Миронова Тульский государственный педагогический университет им.Л. Н.Толстого МУЗЫКА В ДРАМАТУРГИИ А. П. ЧЕХОВА В статье анализируется роль музыки в жизни и творчестве А. П. Чехова, писателя, восприимчивого к музыке, переживание которой давало ему ощущение радости жизни и становилось импульсом творческого вдохновения. Опираясь на высказывания современников писателя и исследователей его творчества (Т. Л. Щепкина-Куперник, К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, Я. М. Платек, Е. С. Роговер, Н. Ф. Иванова, Н. П. Малютина и др.), автор приходит к выводу о том, что чеховские произведения построены по музыкальным законам (рассказ «Счастье» - «квазисимфония», повесть «Черный монах» - «вещь, построенная в сонатной форме», комедия «Вишневый сад» - симфония). Особое место в работе занимает исследование мелодических форм и звуковой организации зрелой чеховской драматургии. В статье представлены ключевые эпизоды, реплики персонажей и ремарки из таких чеховских пьес, как «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Во всех этих произведениях используются яркие музыкальные образы, слышится звучание различных музыкальных инструментов (свирель, гармоника, скрипка, гитара, фортепьяно), которые создают особый лирический фон, лирическую интонацию, составляющую уникальность чеховской драматургии. В статье исследована также роль музыкальных мотивов и звуковых эффектов в композиции пьес и создании образов героев, изучена особая лирическая, музыкальная атмосфера чеховской драматургии, которая одухотворяет жизнь, изображенную писателем, включает читателей в жизнь чеховских персонажей. Ключевые слова : драматургия, музыкальные мотивы, полифонизм, музыкальность композиции, лиризм, звуковое оформление. G. S. Myronova Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) MUSIC IN DRAMA ANTON CHEKHOV The article analyzes the role of music in the life and work of Anton Chekhov, the writer, receptive to the music, which is the experience gave him a sense of the joy of life and becomes an impulse of creative inspiration. Based on the statements of the writer's contemporaries and scholars of his work (T. L. Shchepkinа-Kupernik, К. S. Stanislavski, V. E. Meyerhold, J. M. Platek, E. S. Rogover, N. F. Ivanova, N. P. Malyutina etc.), the author concludes that Chekhov's works are built on the laws of music (the story «Happiness» – «kvazisimfoniya», the story «The Black monk» - «a thing built in sonata form» comedy «Cherry garden»- a symphony). A special place in the study takes the melodic shapes and sound organization mature Chekhov's drama. The article presents the key episodes, characters and remarks replica of Chekhov's plays such as «Ivanov», «Seagull», «Uncle Vanya», «Three Sisters», «The Cherry Orchard». In all these works are used vivid musical images, hear sounds of different musical instruments (flute, harmonica, violin, guitar, piano), which create a special lyrical background, lyrical tone, unique component of

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=