Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 79 и 4 класса, с 1991 по наше время такую функцию в начальной школе выполняют исторические разделы курса «Окружающий мир» (1-4 классы). 2. Содержание и визуальный ряд учебника имеют определенный цикл подготовки, тиражирования и распространения, поэтому заложенные в них идеи оказываются доступны аудитории лишь через некоторое время. Мы применяем понятие «учебник-пропагандист» к изданию, явно и открыто (эксплицитно) предъявляющему школьнику и взрослому ту или иную тему, и понятие «учебник-свидетель» к изданию, где данная тема содержится имплицитно. Автор выражает глубокую благодарность Научной педагогической библиотеке им. К. Д. Ушинского и Научной библиотеке Института Георга Эккерта за предоставленную возможность изучить собранные в них коллекции школьных учебников, а также Ю. Цибульсу, автору и коллекционеру букварей, за дружескую помощь в наших разысканиях по истории учебных книг. 3. [32]: 2 упоминания, из них 1 прямое. [30]: 5 упоминаний, из них 1 прямое. [31]: 3 упоминания, из них 0 прямых. 4. Мы здесь не рассматриваем общую историю праздника и ее влияние на процессы вспоминания детства. См.: [67]. Особенно стоит отметить официозный переход от центрального мифа об Октябрьской революции и образования СССР как обосновывающего советскую идентичность к центральному мифу о победе в Войне как обосновывающему постсоветскую идентичность и национальную общность (по крайней мере, с 1995 года, когда были в полном масштабе восстановлены празднества Дня Победы) – несмотря на разработку в культуре представления о войне как «точке кризиса любой идентичности» [33, c. 651]. 5. [12]: 5 упоминаний, прямых 0. [10]: 1 косвенное упоминание. [43]: 6 упоминаний, из них 2 прямых. [4]: 3 упоминания, 1 прямое. [47]: 4 упоминания, из них 2 прямых; и др. 6. В условиях «негорячей» войны на фоне временно возникшего некоторого благополучия жизнь детей внутри СССР в 1950-е – 60-е гг. рисовалась наиболее безоблачной за весь период советской истории и близкой к достижению «светлого коммунистического будущего». «Опасности» капитализма и воспитываемая готовность к активной, наступательной защите от него только оттеняли перспективы внутренней утопии. Общество начало убеждать себя в способности организовать детям счастливое детство (конечно, в его понимании счастья). Можно было не опасаться внезапных идеологических опасностей, подстерегавших детей на каждом шагу в довоенные годы. Идеальное, творческое, инициативное и одновременно чрезвычайно подконтрольное и управляемое детство должно было порождать идеального советского гражданина – борца за советский строй в условиях холодной войны, когда конфронтация проходила по другим, не связанным с открытой войной, линиям фронта. См.: [65, c. 141-179]. 7. О войне сыну-первокласснику рассказывает отец: о том, как он воевал, как был ранен. Для 1970-х гг. ветеран, имеющий семилетнего сына, все-таки, по-видимому, уже не частое явление. Но этот анахронизм

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=