Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 77 функционирующем состоянии сохраняется разворачивающаяся с 1 сентября по 30 мая каждого учебного года советская тоталитарная «пружина» формирования в раннем школьном детстве представлений о правильности и правомочности победоносных войн, ведущихся собственной страной, о том, что война может быть не только безобразна и трагична, но красива, морально и эстетически притягательна, если она признана не только неизбежной, но справедливой и народной. Выводы В структуре педагогической memoria [Комм. 17] можно, по-видимому, говорить о четырех пиках внимания в российской начальной школе к напоминанию о Войне с помощью школьного букваря: 1) 1945-1948 гг., период «живой памяти»; 2) около 1955 г., исход первого десятилетия после войны; 3) третья четверть 1980-х гг., попытка оправдать и удержать советское настоящее с помощью прошлого; 4) середина 2000-х гг., «национализация» памяти о войне, официальное возвращение военной формы как признака патриота и гражданина, утверждение идеи военной победы как символа величия нации и залога неизбежного и бесспорного прогресса в ее государственном строительстве. Память о Победе в советское время не предполагала открытой коммуникации между поколениями на тему о детях как жертвах войны. О преодолении детьми «негероических» трудностей военного времени заговорили лишь в постсоветских учебниках в дополнение к теме битвы и победы. Так или иначе, мы видим на советском и постсоветском пространстве 1940-х – 2000-х гг. формирование и постоянное возобновление концепций «педагогики войны» и «военного патриотизма». На фоне осуществления политики ревитализации образов прошедшей Войны и Победы в школах и в обществе каждому следующему поколению детей транслируется идея справедливой войны и всемирных заслуг своей родины [58, c. 244; 56, c. 252, 257]. Памятование о войне становится сначала одним из, а затем и наипервейшим «историческим воспоминанием», в виде симулякра предлагаемым детям каждого нового поколения [61]. Дискурс войны как позитивной «воспитательной ценности» продолжает деформировать мир современного российского детства. Посредством официального дискурса, ритуальных текстов и образов на коммеморативных страницах учебника оправдывается сконструированный факт непреодолимой памяти на грани между хрупким миром и чаемой героикой сражений [Комм. 18]. Упоминания образов Войны как «лозунгов памяти» встречали нас на страницах школьных учебников во времена нашего собственного детства. Их «потомки» встречают теперь наших учеников, детей и внуков. Так и хочется сказать напоследок: «Ох и тяжела ты, память богатырская, не забываешь ни славы своей, ни своих ворогов». Памятование о войне становится первым коллективным воспоминанием, которое государство предлагает вместе с собой нести «слитно и нераздельно» дедам, отцам, учителям, сыновьям, внукам. В Великой Победе многие продолжают и сейчас видеть символ и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=