Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 76 года. В пособиях стран-участников Варшавского блока они присутствовали вплоть до его ликвидации и смены просоветских режимов стран Центральной и Юго-Восточной Европы на либеральные [Комм. 11]. Общероссийские азбуки и буквари 1990-х и начала 2000-х содержат минимальное количество упоминаний о войне либо совсем обходятся без этой темы; чуть больше упоминаний встречается в региональных изданиях субъектов РФ [Комм. 12]. Война впервые после Победы в те годы получила шанс полностью «уйти» из «золотого фонда» тем и ценностей, на которых считалось правильным воспитывать учащихся начальной школы. Середина 2000-х гг. показала «точку расхождения». Сложились два разных направления в подаче темы войны в первом школьном учебнике. Одно из них продолжило работать в рамках демилитаристской концепции. В такого рода изданиях либо не допускают появления военной тематики, либо уделяют ей минимальное внимание. Отметим, что в 2010-е гг. выдерживать такой минимум становится все труднее и труднее в связи с включением издательствами темы «День Победы» в число обязательных для учебников любого уровня [Комм. 13]. Работа издательств, выпускающих учебники для начальной школы, регулируется практикой предварительной экспертизы этих книг государственными структурами и учительской аудиторией. И государство, и учительство постоянно требуют включения темы войны в состав учебников для 1-4 года обучения. Отсутствие коммеморативных страниц о Дне Победы может служить для Министерства образования поводом для отклонения учебного пособия, не присвоения ему т.н. «грифа» официального допущения к использованию в школе. Без такого грифа пособие обречено. Получив «импульс 1995 года», воплотившийся в возобновлении военных парадов и других атрибутов армии, войны, победы, в конце 1990-х гг. оформилось второе направление. Оно оживляет в букваре тему войны, защиты Отечества, памяти о Великой Отечественной войне. Опираясь на предшествующее сохранение военной темы во многих региональных изданиях, данный тренд усилился и в центральных [Комм. 14]. В азбуку возвращаются ветераны, уже не снайпер, но «дед–связист» и «дед–простой солдат». Их почитание замкнуто теперь пределами интерьера семьи (в отличие от учебников 1970-х – 1980-х гг.). Дети вновь изображены играющими в военные игры. Солдат Великой Отечественной показывают продолжателями дел средневековых дружинников и гвардейцев петровского времени. На фоне лозунгов типа «мир строит, а война разрушает» в перечень осваиваемых учеником первого класса слов возвращено понятие «герой войны» [Комм. 15]. Возвращается в учебники и «город-герой, город-воин Волгоград» [24, c. 133]. Вторая тенденция не может быть названа единственной, но она прослеживается достаточно явно. Активизируется работа с памятью о военных подвигах как российском «ноу хау» в разрешении локальных и глобальных конфликтов. Возобновляется формирование коллективной «идеологии победы» у взрослых и детей, начиная с самого первого класса школы [Комм. 16]. Под постсоветской обложкой 2000-х и 2010-х гг. в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=