Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 74 Дискурс имплантируемой памяти: советский вариант Наибольшее количество упоминаний о Войне содержат буквари первых послевоенных лет. Так, в «Букварях» С. П. Редозубова для общеобразовательных школ 1945-1946 гг. по 21 упоминанию военной темы, из которых по 8 можно отнести к прямым упоминаниям о войне 1941-1945 гг. [39; 40]. Достаточно «военизирован» и букварь для школ сельской молодежи 1945 года этого же автора: 14 военных упоминаний, из которых 9 прямых [42]. Далеко не все региональные издания следовали подобной парадигме. Например, в ленинградском букваре Н. А. Костина на протяжении всех трех его переизданий 1946-1948 гг. автор, художники и дизайнеры книги, редакторы старались не допустить военную тематику в учебник, отрицали ее ценность для ребенка. В разных изданиях этого букваря от 2 до 5 общих упоминаний, из которых иногда есть 1 прямое упоминание войны, а иногда (1948 г.) его и нет вообще [Комм. 5]. Конец 1940-х гг. демонстрирует общий спад милитаристического духа в букварях. Идеология холодной войны акцентировала внимание советских детей на образовательном, культурном, гражданском, экономическом соперничестве с капиталистическими странами, где, по убеждению всего советского народа, совершенно не заботятся о том, какие дети вырастают в семьях их граждан (склонные к насилию, хулиганству, индивидуализму, как их представляла советская пропаганда внутри СССР). «Отвлекаясь на иное», С. П. Редозубов в издании своего «Букваря» 1949 года привел только 4 общих упоминания, из которых лишь два впрямую указывали на «горячую» войну 1941-1945 гг. [41]. Частота упоминаний военной темы снизилась всего на несколько лет. Новая ее кульминация в букварях и азбуках пришлась на середину 1950-х гг. Вероятно, такое произошло под воздействием сначала подготовки к несостоявшейся третьей мировой, а затем – достаточно скромно отмечавшейся, но все же первой «круглой даты» дня Победы (9 Мая считалось государственным праздником в 1945-1947 гг., а потом стало вновь таковым лишь с 1965 г. [Комм. 6]). Буквари 1951-1954 гг. показывают постепенное возвращение военной тематики [Комм. 7]. Одно из наиболее «милитаризированных» изданий – «Букварь» А. И. Воскресенской 1955 года: 9 упоминаний, из них 2 прямых [11]. Конечно, эта цифра гораздо меньше показателей 1945-1948 гг., но в отсутствии государственного праздника выглядит достаточно весомо на фоне значимо меньшего числа упоминаний войны в учебниках рубежа 1940-х – 1950-х гг. В этом же букваре появился «лозунг-перевертыш» «Нам не нужна война», хорошо прикрывавший милитаризированность послевоенной экономики принародно объявляемым миролюбием и в дальнейшем постоянно присутствовавший в букварях (например, в формуле «мама. Москва. мир» и т.п.). 1965-й год стал годом реанимации Праздника Победы как общегосударственного выходного дня и одновременно годом одного из самых мирных букварей после конца 1940-х – начала 1950-х гг., что показывает, как мы полагаем, итог предыдущей, не столь милитаризованной парадигмы конца 1950-х – начала 1960-х гг. В одиннадцатом издании «Букваря» С. П.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=