Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 73 выстоять?»). Перед кем и почему нужно выстоять, объяснялось ссылкой на борьбу («войну мирными средствами») СССР за социализм во всем мире. Поэтому советские дети росли под победные марши, передававшиеся по радио, и не мыслили себя без военного прошлого. Источники и методы Имплицитные идеи, образы, стереотипы, заложенные в школьной книге, можно попробовать выявить, если обратиться к тем массовым изданиям, где их наличие/отсутствие не является осознанной или, по крайней мере, основной заботой составителей учебников и учителей [Комм. 3]. В частности, такими примерами выступают азбуки, буквари, книги для начального литературного чтения. В них авторы-составители по собственной инициативе и/или по требованию контролирующих их издателей, методистов, рецензентов, нормативов и практик обсуждения, помещают слова, короткие или не очень короткие тексты, иллюстрации, связанные с осознанием тех или иных «неизбежных моментов» прошлого. Центральное место среди таких текстов и иллюстраций, предназначавшихся для детей, их родителей и учителей, в послевоенном советском обществе заняла милитаристическая проблематика, «упакованная» в тему о войне 1941-1945 гг. [67]. Чтобы проследить хотя бы частично роль и место военной темы в советском и российском детстве, нами проанализированы азбуки и буквари, выпущенные центральными и региональными издательствами с 1945 по 2008 год. Эти учебники, присутствуя в школе и дома, оказывали действие не только на детей, но и на работавших с этими книгами взрослых, выступали пропагандистами или свидетелями официального отношения взрослого мира к памяти о Войне, руководителями не только детского, но и взрослого отношения к военному прошлому и к его образу в послевоенном политико- культурном дискурсе [Комм. 4]. Букварь обучал чтению прошлого, правилам обращения ребенка к исторической памяти. При изучении мной указанного корпуса учебников визуальное или вербальное присутствие военной тематики маркировалось как «упоминание». Упоминания поделены на «прямые», бесспорно связанные с темой Великой Отечественной войны, и «косвенные», вводящие милитаристическую тему, но могущие иметь отношение не только к войне 1941-1945 гг., но и к последующим военным операциям СССР и Российской Федерации. Среди прямых упоминаний: рассказы о военных действиях, о Дне Победы 9 мая, изображения боев 1941-45 гг., техники и солдат именно того времени, применение соответствующей терминологии («фашисты напали на нашу страну... Наш народ поднялся на фашистов и выгнал их», «город-герой», «великая победа», «фашистский зверь», и т.п.). К косвенным упоминаниям по визуальному ряду и словарному составу отнесены фигуры солдат, обобщенные изображения военной техники и вооружения, обмундирования, боевых орденов, их словесные эквиваленты («наш военный Красный Флот», «боец», «напал коварный враг», и т.п.). Исторические экскурсы в давние эпохи (Киевская Русь, войны Петра Первого, война с Наполеоном, гражданская война и т.п.) не подсчитывались.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=