Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 72 постсоветское время 9 Мая заявляет себя мистической основой последующей истории, современного бытия дедушек, бабушек, родителей, самих учащихся, школы, учителей, региона, армии и страны в целом [Комм. 1]. День Победы «опраздничивает» особый социальный опыт своего рода «мобилизации на подвиг». Власть, ее институты и инструменты официальной памяти приписывают такому опыту центральное значение, делают его непреходящей ценностью, оправдывают им неудачи в мирной жизни, возводят его в эталон счастливого и залог благополучного существования. Государственная работа с героически-победоносным прошлым имеет целью увлечь за собой будущих ветеранов иных войн, внушить с детских лет идею о победоносности и потому мировой авторитетности страны, народа, читай = власти, посылающей ее «сынов, героев, бойцов» на очередное стяжание военных побед [Комм. 2]. Девятое Мая превращает историю войны с Германией в историю вечной и перманентной победы, в модусы оправданного в своей справедливости убийства и вооруженности как чаемого качества лучших представителей героического отечественного социума. После войны властью формируется миф ответственного перед страной советского детства, переходивший из одного поколения, игравшего в «наших» и «немцев», в следующее, продолжавшее ту же военную игру, вспоминаемый и ныне. Тема Войны и Победы выстраивала жизнь советского ребенка вокруг себя. Советские дети продолжали переживать ушедшую, но в их глазах, воспитанных школой, все еще вечно юную войну, подготавливаемые властью к «защите мира с оружием в руках», побуждаемые через осознание благодарного долга перед прошлым к соблюдению «установленных властных отношений» в настоящем, к повседневному героизму и забвению себя [cp.: 57, c. 67]. Дата Победы не стала в официальном дискурсе праздником, зовущим к свободе и социальной активности индивидов разных возрастов, освободившихся от ига оккупантов, она призывала индивидуальное и групповое сознание к «безотчетной лояльности» (термин: [62, c. 29]) по отношению к партии и государству, обосновывала соблюдение дисциплины, сплоченность и повиновение приказам как высшую форму гражданского самосознания. Отмечание Победы шло вместе с напоминанием о том, что каждому должно трудиться на благо советской родины и терпеливо переживать все повседневные трудности текущего момента, ведь они – цена столь хрупкого мира. Не зря было публично тиражировано популярное в 1950е-1980е годы выражение «Лишь бы не было войны!» Данная фраза многое оправдывала. 9 Мая репрезентировалось новым поколениям советских и постсоветских детей как праздник жертв-героев, победивших врага, как праздник долга и подвига, а не только дата скорби. Официальный День Победы, претендуя на роль «главного оправдания власти», ее «идеологического фундамента» [48], диктовал необходимость героической жертвенности по отношению к государству и в мирное время, переводя метафоры войны в адрес трудового фронта строительства социализма в по определению враждебном окружении («наши предки выстояли, как же нам не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=