Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 67 – воспитание эстетического отношения к действительности, что включает активные действия человека по охране и защите всего прекрасного и его собственную деятельность, направленную на создание новых духовных ценностей [3]. Наиболее эффективно идею эстетического образования и воспитания личности можно реализовать через приобщение подрастающего поколения к лучшим мировым художественным произведениям и изучение народной художественной культуры, которое позволит наполнить образование духовно- практическим и нравственно-ценностным содержанием [1]. Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности обуславливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития. Для реализации данного принципа можно применять разнообразные художественные практики. Они представляют собой процесс создания автором определенного продукта (арт-объекта) и последующего его восприятия реципиентом (зрителем). Приобщение к ним может помочь человеку сформировать и дальше развивать свои способности к творческому восприятию и преобразованию окружающего мира и самого себя по законам красоты. Художественные практики органически включают в себя четыре вида деятельности: – познавательную (приобретение новых знаний); – ценностно-ориентировочную (формирование определенной системы ценностей); – преобразовательную (создание новой художественной реальности); – коммуникативную (взаимодействие автора и реципиента). В искусстве происходит органическое слияние, полное совпадение четырех перечисленных основных видов деятельности, в результате чего рождается пятый ее вид, обладающий органической целостностью и неразложимый на составляющие его компоненты. В отличие от других сфер и форм общественного сознания и деятельности искусство удовлетворяет важнейшую человеческую потребность – восприятие. Оно включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности и сфера его воздействия на жизнь и развитие человека становиться безграничной [5]. В процессе художественной деятельности человек, приобретает новые знания и при этом формирует определенную систему духовно-нравственных ориентиров. Чтобы приобщиться к художественным практикам автор и реципиент должны обладать ярко выраженных специфических способностей. В первую очередь, это сильно развитое образное мышление, воображение, фантазия, а также высокий уровень эмпатии (сопереживания). Кроме того, в отдельных видах искусства требуются отдельные способности. Так, например, в музыкальных практиках это музыкальный слух и чувство ритма, в изобразительном искусстве – зрительная память, в театральных практиках и кинематографе – способность к перевоплощению, в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=