Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 66 Эстетическое образование может выступать в качестве: – процесса передачи образа человека как родового существа, знаний о его сущностных силах, ценностях и мерах; – способа сохранения и передачи общечеловеческой информации последующим поколениям, всего социокультурного опыта человечества; – способа создания условий для эстетического развития человека, подготовка его к творческой деятельности; – процесса формирования эстетического сознания индивида. Говоря об образовании, в частности, эстетическом, мы подразумеваем также его составной блок – эстетическое воспитание. В широком смысле под этим понятием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Оно направлено на разработку системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении [3]. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой обществом по отношению к индивиду с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении [4]. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. В результате у человека формируется и развивается способность к эстетическому восприятию и переживанию, а также совершенствуется его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико– ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении, в искусстве [1]. Основная роль эстетического воспитания заключается не в качестве целенаправленного воздействия на воспитуемого с целью развития в нем необходимых качеств, а в качестве деятельности по созданию благоприятных материальных и духовных условий для развития личности ребенка и для выявления природных задатков и формирования на их основе творческих способностей [3]. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется к доброте [5]. Эстетическое воспитание включает в себя: – развитие эстетического восприятия, способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей жизни; – формирование эстетического вкуса, способности оценивать прекрасное, отделять истинно прекрасное от неэстетичного;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=