Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 56 процессом выработки у студента-музыканта навыков по технике чтения партитур и качеству их исполнения. Данные навыки будут отрабатываться на определенном репертуаре с тенденциями постоянного усложнения заданий по принципу уменьшения степени идентичности партитуры и аккомпанемента: – партитуры хорального типа; – партитуры гармонической фактуры с развитым голосоведением; – партитуры гомофонно–гармонического изложения с мелодией; – подголосочная полифония; – имитационная полифония; и посредством увеличения «объектов внимания»: – восприятие музыкального и литературного текстов; – соотношение и взаимодействие музыкального и словесного текстов в хоровом произведении; – точность реализации нотного текста партитуры (мелодии, интонации, гармонии, фактуры, темпа, метра, ритма, формы, штрихов, динамики и т. д.); – передача вокального звучания при помощи пианистических приемов (пальцевое legato , исполнительское туше, совмещение двух и более голосов в одной руке, использование технических приемов игры и т. д.); – творческие проявления при исполнении (характер звучания и звуковедения, эмоциональность и выразительность игры, логика и гибкость фразировки, степень упрощения текста и т. д.); – точное, грамотное, выразительное, адекватное музыкально- художественному образу исполнение партитур для различных хоровых составов с сопровождением и без сопровождения в разнообразном изложении (двух-, трех-, четырехстрочном); – адекватность реакций на жест дирижера и отдельные приемы мануальной техники (показ вступлений и снятий, пауз и фермат, forte и piano , crescendo и diminuendo , акцентов и колористических приемов, дирижерское решение фраз, отдельных интонаций и т. д.); – распределение внимания на два музыкально-исполнительских действия: 1) работа под жест дирижера; 2) исполнение концертмейстерской партии или совмещение партитуры с аккомпанементом (техника чтения хоровых партитур). Поскольку работа с хором – это совместное исполнение, а хор, дирижер и концертмейстер составляют единое целое, необходимо умение увлечься замыслом дирижера, понять и принять его намерения, то есть испытывать во время исполнения не только творческое переживание, но и творческое сопереживание. Для концертмейстера чуткость во всех ее проявлениях – профессиональное качество, которое требует постоянного и пристального внимания в процессе подготовки студента-музыканта к концертмейстерской работе с хоровым коллективом, а умения слушать и слышать – одна из важнейших частей профессионального мастерства концертмейстера.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=