Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 55 Студент-музыкант должен понимать, что профессионализм работающего с хоровой литературой концертмейстера будет базироваться на значительном комплексе знаний, умений и навыков, который вбирает в себя: – методы освоения вокально-хорового произведения и постижения его музыкально-художественного содержания; – знания элементов вокальной техники и творческих аспектов, присущих вокальному искусству; – знания различных типов и видов хоров, организационных структур хора, жанров и форм хорового исполнения; – понимание всех видов, особенностей и компонентов хорового письма и средств хоровой выразительности; – знания тембральной окраски, диапазона и тесситурных «условий» каждой хоровой партии; – умения читать хоровые партитуры для различных составов хоров, упрощать хоровую партитуру или совмещать ее с фортепианным сопровождением; – навыки моделирования хорового звучания и умения представлять и внутренне слышать это звучание как отдельно, так и в едином музыкальном целом; – понимание «языка» дирижерского жеста, чуткость, верность и точность реакции на характер и движения этого жеста, на требования, намерения и творческую волю дирижера; – владение развитыми навыками работы с хоровой партитурой, быстрой ориентацией в нотном тексте и умениями сразу понимать и охватывать настроение и характер музыкального произведения; – «объемное» видение всей партитуры сочинения и каждой из партий, как в отдельности, так и в сочетании с другими хоровыми партиями и партией сопровождения; – навыки верного ощущения исполнительской фразировки, логики ее музыкального развития и роли в создании музыкально–художественного образа произведения; – навыки практического воплощения особенностей хорового дирижирования, которые реализуются в положении: дирижер – ведущий, концертмейстер («хор») – ведомый; – владение развитыми навыками ансамблевого музицирования и необходимыми исполнительскими средствами; – знания хоровой музыкальной литературы и принципов подбора репертуара, технических и творческих особенностей составления различного типа музыкальных программ для хоровых коллективов и планов репетиционной работы с ними; – ориентацию в содержании учебно-репетиционной деятельности; – умения анализировать результаты проведенной работы, репетиций и выступлений. Особенности, которые отличают работу концертмейстера с хоровым коллективом, обусловливают профессиональные качества, связанные с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=