Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 49 медицинским, но и этическим. Этическое образование может заключаться в специальных тренингах, в формировании этических кодексов профессии, в мониторингах профессиональных нравственных ценностей. Эти люди должны иметь не только призвание к подобной деятельности – в среде тьюторов должны формироваться особые нравственные ценности принятия таких детей, основанные на идеях уважения личности ребенка, сострадании, толерантности. Речь идёт о профессиональной этике и этике образования. «Профессиональная этика рассматривается нами как конкретизация общих моральных требований применительно к той или иной профессии. Профессиональная этика устанавливает некий внутренний стандарт поведения для той или иной категории профессионалов» [6]. Педагогическая этика «наследует проблемы, связанные с обоснованием форм и методов нравственного воспитания, управлением нравственно-воспитательной деятельностью, формированием моральных качеств учителя и т.п.» [6]. У тьюторов-педагогов необходимо целенаправленно развивать определённые ценности, и в этом помогает отдельный раздел философии – аксиология – теория ценностей «как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам» [8]. Как определить профессиональные ценности тьюторов? На наш взгляд, в качестве методологического ориентира для определения ценностей можно выбрать систему ценностей философа Н. Гартмана, как наиболее подробную и развернутую [2]. Это ценности добродетелей: благо, благородство, полнота (как стремление к обладанию ценностным многообразием), чистота (как незатронутость злом, как отсутствие опыта морального зла); справедливость, мудрость, мужество, самообладание, любовь к ближнему, доверие и вера, надёжность и верность, правдивость и искренность, скромность, смирение, дистанция, совесть и сознание вины; любовь к дальнему (альтруизм), дарящая добродетель, ответственность и вменение, личная любовь и ценности внешнего обхождения (к ним относят простоту, сердечность, чувствительность и гуманность) [2]. Методология определения профессиональных ценностей, на наш взгляд, может заключаться в разработке и проведении аксиологических опросов (аксиологического мониторинга) в профессиональной среде, где тьюторам могут быть предложены ситуации морального выбора и формулировка моральных суждений. Подобные исследования проводились Л. Кольбергом, в рамках исследования нравственных уровней обучения детей; сейчас технология Кольберга используется для исследований по профессиональной этике среди взрослых на Западе. Возникает вопрос – почему необходима конкретизация ценностей? Все дело в том, что именно нравственные ценности являются основанием для создания профессионального этического кодекса, формируя правила и нормы профессии. Причем, мониторинг профессиональных ценностей должен проводиться периодически, так как главной особенностью современных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=