Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 48 говорит Наталья Водянова, подчёркивая проблему информационного вакуума – людей с особенностями не хотят брать в школу, на работу, «прогоняют с детских площадок, запрещают дружить с ними обычным детям». «В России аутизм часто воспринимают как болезнь, которую нужно лечить, изолируя человека от общества. На самом деле это не так, – объясняет Т. Морозова, клинический психолог. – Аутизм – это состояние, с которым ребёнок рождается и живёт всю жизнь…. Аутизм – это не психическое заболевание… Люди с аутизмом могут учиться, играть и развиваться вместе с типично развивающимися сверстниками, жить в семье, любить и работать». «Дети и взрослые люди с расстройством аутистического спектра хотят общаться и быть среди других людей, просто им труднее это делать, – объясняет Н. Киселёва. Выход один: принять их и помочь им. «Существуют программы, которые помогают научиться общаться, осваивать академические навыки, навыки самообслуживания, игры...» [7]. Что же такое аутизм, если это не психическое расстройство? «Аутизм – это целая группа нарушений в развитии, вызванных проблемами функционирования центральной нервной системы. Сложности могут проявляться в двух основных областях: нарушение социального взаимодействия и вербальной и невербальной коммуникации и повторяющиеся, стереотипные образцы поведения. Иногда трудностями в обучении» [7]. «Аутизм отмечается всесторонним, выраженным дефицитом общения, а также ограничением социального взаимодействия, незначительными интересами и повторяющимися действиями… Для аутистов присущи тревожные расстройства, агрессия, приступы гнева». «Каждый 88-й ребёнок в мире страдает от аутизма» [9]. Посмотреть на жизнь глазами ребёнка-аутиста нас вдохновило посещение художественной выставки «Маркус» в рамках цикла «Равный среди равных» 9-летнего ребёнка-аутиста Маркуса Мартиновича, проходившей в музее – гуманитарном центре «Преодоление» им. Н. А. Островского (г. Москва). Да, многие из аутистов демонстрируют необычные способности – таланты в изобразительном искусстве, музыке, творчестве, феноменальную память. Такой труд, желание поделиться частичкой своего тепла, достойны восхищения и уважения. Остаётся только согласиться с И. А. Гончаровым: «Есть больные дети, а безобразных нет! Ребёнок не может быть безобразен» [3]. И с педагогом христианской этики, философом Ф. М. Достоевским, писавшим о любви к детям, о том, что их – самых духовных и высших созданий, нельзя не любить: «Любите всё создание божие, … каждый луч божий любите… Деток любите особенно, ибо они … безгрешны, яко ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших и как некое указание нам. Горе оскорбившему младенца» [4]. «Душа исцеляется рядом с детьми». «Без детей нельзя было бы так любить человечество». «Целый мир не стоит и одной слезы ребёнка» [12]. Сейчас с такими детьми должны работать люди со специальным образованием, причем не только педагогическим, психологическим,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=