Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 47 Вопрос о профессиональной этике тьюторов, в основном, изучался на Западе в рамках исследований по этике образования. (Можно перечислить такие центры изучения профессиональной и прикладной этики как Australian Association for Professional and Applied Ethics; Canadian Society for the Study of Practical Ethics; CAPE – Center for Applied and Professional Ethics – Центр прикладной и профессиональной этики Калифорнийского Государственного университета, США и др.). В нашей стране проблема профессиональной этики в целом еще малоизученна. Философские исследования профессиональной этики в нашей стране концентрируются в Центре прикладной и профессиональной этики Института философии РАН и Научно– исследовательском институте прикладной этики Тюменского нефтегазового университета. Тем не менее, в российской философской науке пока еще нет исследований по профессиональной этике тьюторов (как сопровождения детей с «особым» состоянием), несмотря на наличие исследований по этике образования. Необходимость формирования профессиональной этики тьюторов, важность социального принятия детей с «особенным» состоянием, мы осознали при работе в комплексном центре социального обслуживания населения г. Тулы, где впервые услышали историю семьи десятилетнего мальчика Д., интеллект которого соответствует интеллекту годовалого ребёнка. Родители не стали заниматься лечением сына, и теперь он никогда не сможет говорить, у него не работает рука. С другой стороны, есть пример другого пятнадцатилетнего мальчика А., адаптацией которого комплексно занимались – и он разговаривает, играет, может общаться. Это заставило нас заинтересоваться вопросом о педагогических технологиях работы с «особенными» детьми, а также проблемой социального принятия таких детей (чему было посвящено социологическое исследование среди родителей школьников) и повлекло за собой интерес к нравственным основаниям профессиональной деятельности тьюторов. Особенность деятельности тьюторов заключается не только в специфическом психолого-педагогическом подходе, но и в развитии профессиональной этики тьюторов, под которой понимается как комплекс профессиональных нравственных ценностей, так и этические принципы профессиональной деятельности, и профессиональный этический кодекс. Именно профессиональная этика тьюторов может заложить основы для их поведения, взаимоотношений с «особенными» детьми, регулировать отношения тьюторов и родителей. Аутизм именно как состояние «особенное», а не как болезнь, воспринимается известными людьми, психологами – например, основателем фонда помощи детям «Обнажённые сердца» Натальей Водяновой, представителем данного фонда Натальей Киселёвой, клиническим психологом Татьяной Морозовой [7]. «Уже много лет «Обнажённые сердца» ведут просветительскую и образовательную работу, строят инклюзивные парки по всей стране, собирают форумы, круглые столы, приглашают к диалогу прессу…. Я хочу призвать вас не называть аутизм и ДЦП болезнями. Это особенности или нарушения развития, но ни в коем случае не болезнь», –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=