Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 46 общеобразовательного учреждения «Центр образования № 7» (г. Тула), предпринятое среди родителей детей без наличия каких-либо хронических заболеваний (выборка составила 50 человек), свидетельствует: 76% опрошенных (38 человек) не хотят, чтобы в одном классе с их ребёнком учился ребёнок с синдромом аутизма, или любой ярко выраженной проблемой. Они убеждены, что «больным место в специальной коррекционной группе, с дефектологами», и, по сути, лишают детей с альтернативным видением мира права на возможность нормальной адаптации в социуме. Именно поэтому особое значение приобретает деятельность тьютора – педагога, сопровождающего подобных детей. Очевидно, что при расстройстве аутистического спектра необходимо тьюторское сопровождение как особая педагогическая технология. Тьюторство – оригинальная философия образования и один из «способов организации образовательной системы», когда с подопечными согласовывают приемлемые для него культурные нормы. «Уникальность человеческой личности и её предназначения» – вот стержень такого философско-педагогического подхода [11]. Профессиональная этика тьюторов становится основой для успешной профессиональной деятельности, помогая добиться главной цели – социальной адаптации детей, их принятия обществом – проблемы, актуальной для современной России. Вопрос о профессиональной этике тьюторов в современной философской науке является достаточно новым, как и вопрос о профессиональной этике в целом. Понятие «тьютор» (как человек, работающий с детьми с особыми состояниями (инклюзивное образование), с проблемными семьями, с инвалидами, со школьниками и студентами) пришло из зарубежной педагогической практики, и также является новой для России педагогической специальностью. Профессия тьютора официально внесена в реестр профессий РФ лишь в 2008 году [10]. Несмотря на это, тьютор уже считается перспективной и востребованной профессией, которая была включена в сколковский перечень профессий будущего [1]. Сейчас эта новая для России педагогическая профессия только начинает набирать обороты. Проходят обучающие курсы, семинары, вебинары, экспертные советы по темам «Тьюторство в сфере образования», «Тьюторство как отдельная профессия»; конкурсы «Тьютор года». Таким образом, теоретическая и практическая значимость изучения профессиональной этики тьюторов (как сопровождения детей с «особым» состоянием) заключается в следующем. Исследование данной темы расширяет теоретические знания как в области педагогики (педагогические технологии при сопровождении детей с нарушениями аутического спектра), так и в области философии (исследования в области профессиональной этики). Также результаты исследования могут использоваться на практике при определении профессиональных нравственных ценностей тьюторов с целью создания этического кодекса профессиональной деятельности тьюторов; при формировании программ обучения и повышения квалификации тьюторов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=