Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 42 глубокое и самое приятно чувство, которое испытывает человек многообразно и порой противоречиво. Стремление видеть в людях только все самое хорошее и лучшее: доброту, красоту, ум и т.п. развивает и углубляет в людях такое чувство как любовь. Тем самым, любовь, как весьма противоречивая область философского самопознания жизни, является неким стимулом к творческому созидании жизни человека, а именно формированию самого себя, то есть происходит человеческое самотворчество. Среди философских размышлений о любви особая роль принадлежит античному философу Платону. Трактовка любви Платоном широко раскрывается в его труде «Пир». Диалог Платона представляет собой рассуждения о любви и о благе. Можно выделить следующую структуру диалога: 1) Вступление; 2) Речь Федра: древнейшее происхождение Эрота; 3) Речь Павсания: два Эрота; 4) Речь Эриксимаха: Эрот разлит по всей природе; 5) Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности; 6) Речь Агафона: совершенства Эрота; 7) Речь Сократа: цель Эрота – овладение благом; 8) Речь Алкивиада: панегирик Сократу; 9) Заключительная сцена. В античности ценили и почитали красоту и силу Эрота. Так в речи Федра говориться: «Эрот – это великий бог, которым люди и боги восхищаются по многим причинам, и не в последнюю очередь из-за его происхождения: ведь почетно быть древнейшим богом. А доказательством этого служит отсутствие у него родителей». В диалоге Платон раскрывает ценность истинной любви, ведь нет большего блага, чем любить и быть любимым. «А умереть друг за друга готовы одни только любящие, причем не только мужчины, но и женщины», ведь преданность и самоотверженность это главные составляющие любви. Только Эрот способен дать людям при жизни и после смерти блаженство. Платон в речи Павсания излагает, что поскольку Афродит две, должно существовать два Эрота, соответственно один небесный, а другой пошлый, ведь: «…не всякий Эрот прекрасен и достоин похвал, а лишь тот, который побуждает прекрасно любить», точно так же должно быть и с любовью. Пошлый Эрот, который относится к пошлой Афродите, способен весьма на дурные поступки как по отношению к женскому, так и по отношению к мужскому началу. Собственно это любовь ничтожных людей, которые любит больше тело, чем душу. А Эрот небесный относится лишь к мужскому началу, требующий от любящего и от любимого заботы о нравственном совершенстве. Эрот небесный и пошлый присутствуют во всех делах, как человеческих, так и божественных, поэтому следует принимать во внимание двух Эротов. Эрот бог человеколюбивый, он помогает людям, исцеляет и для рода человеческого это является счастьем. Платон в речи Аристофана разъясняет,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=