Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 38 чего, «некоторые избирают путь, на котором возникает зло и всевозможные виды несовершенства» [5]. В каждом отдельном случае личность осуществляет творческий, свободный акт самостоятельно и даже может воздержаться от его конкретного проявления или совершить его по-другому. Лосский замечает, что личность может не следовать по пути зла, «по крайней мере, начать путь восхождения по пути добра, хотя бы в форме искреннего стремления вступить на него» [5]. Нравственно ценным, добрым является поступок или деяние, которое совершается, основываясь на любви к Богу другим существам, равной любви к самому себе: «поступок, осуществляющий абсолютное совершенство Царства Божия» [5]. Так же Н. О. Лосский выявляет ошибку защитников добра, которая заключается в выборе ими определенного вида зла для борьбы со злом другого вида и в качестве примера приводит войну: концентрируясь на одном виде зла и на борьбе с ним, можно породить новые его виды. Война – великое зло, но, как отмечает мыслитель, пацифизм, может породить еще более негативные последствия: «зло используется так, что среди следствий его находятся какие- либо виды добра, так что зло никогда не бывает абсолютным» [5]. Однако, еще большим злом, для Лосского, является ненависть к абсолютному добру, т.е. к Богу, и борьба против Него. Итак, в своем этико-философском учении Н. О. Лосский отмечает, что зло существует в тварном, материальном мире, по вине самих же людей, тем самым, мыслитель отвергает точку зрения о небытийственности зла. Следуя по пути добра, человек живет полной жизнью, и теряет истинную полноту бытия, когда ступает на путь зла. Таким образом, зло есть ничто иное, как отсутствие добра, и не имеет онтологического смысла и существования. Мыслитель утверждает абсолютную мера добра – это Бог, как «само Добро во всеобъемлющем значении этого слова: Он есть сама истина, сама Красота, Нравственное Добро, Жизнь и т.д.» [5] и как «высшая ценность в иерархии ценностей человека» [3, с. 56], от осмысления которой будет зависеть смысл жизни личности и мира в целом. Литература 1. Зло [Текст] / [В. Соловьев] // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб. : Брокгауз и Ефрон, 1890-1907. Т. 22 a. С. 605 ; то же [Электронный ресурс] : [словарная дефиниция] // Энциклопедии и словари : сайт. URL: http://enc–dic.com/brokgause/Zlo–107540.html (дата обращения: 01.06.2016). 2. Валеева, Г. В. Аксиологическая проблематика в учениях русских философов XIX–XX вв. Н. О. Лосского и С. Л. Франка [Текст] / Г. В. Валеева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 2. С. 55-57.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=