Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 37 мира как всеединства, через «веру в Бога как олицетворение любви и Абсолютного добра» [4]. Абсолютное добро – высшая ценность и основа нравственности, выступает здесь безусловной целью жизни человека, зло, как обратная сторона добра – порицание и осуждение жизни бездуховной, безнравственной. Одним из представителей такого подхода к проблеме добра и зла является русский мыслитель ХIX–XX вв. Н. О. Лосский, этическое учение которого является органическая частью его философской системы, «основанной на интуитивизме в гносеологии, в метафизике, где мир понимается как органическое целое…» [8, с. 182]. Основной задачей этики Н. О. Лосский считает установление единства цели поведения всех людей и установление единой системы ценностей, что становится возможным благодаря достижению нравственного идеала. Проблема ценностей является одной из главных в этике Лосского. В его системе ценностей первенство занимает ценность абсолютная – Бог: «абсолютно положительная ценность, безусловно оправданная…» [6]. Далее следует, абсолютная, тварная ценность – личность, обладающая свободой выбора и не заменимая никакой другой ценностью. Абсолютные частичные ценности в учении мыслителя – любовь истина, красота, нравственность и т.д., выступающие как абсолютные положительные ценности и «являющиеся аспектами абсолютной полноты бытия Бога» [2, с. 56]. Ценности относительные в этике Лосского «в определенном смысле для одних такая ценность – добро, для других и в другом отношении – зло» [2, с. 56]. К отрицательным ценностям мыслитель относит зло, во всех его проявлениях. Н. О. Лосский отмечает, что этика, исследуя достижения полноты жизни и отклонения от нее, является наукой «о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека» [5]. Добро, в учении Лосского – Бог, как абсолютная полнота бытия, «…имеющая смысл, оправдывающий ее, делающий ее предметом одобрения, дающий безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому» [6]. Мыслитель отмечает, что иного определения добра не следует искать, поскольку Добро первично и является абсолютной положительной ценностью: «Всякое производное добро становится таковым через причастие Самому Добру» [6], т.е. Богу. Составляющие абсолютного добра: истина, свобода, красота, любовь, нравственность, являются ориентиром на пути к полноте бытия. Зло, по мнению Н. О. Лосского это все то, что является непосредственным препятствием на пути к абсолютной полноте бытия. Однако, в отличие от абсолютного Добра, зло не самостоятельно и не первично, а существует в тварном, материальном мире и является следствием свободной воли личности. Мыслитель выделяет следующие вида зла: основное, которое заключается в эгоизме и себялюбии – «в большей любви к себе, чем к Богу» [5] и производное, как следствие эгоизма и себялюбия – страдания, боль, смерть и т. д. Добро и зло, согласно учению Н. О. Лосского, это проявление свободного волеизъявления личности, главной задачей которой, является осуществление «конкретного единосущия Царства Божия» [5]. Вследствие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=