Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 36 социальный кризис, связанный с геополитической ситуацией в мире, но и кризис духовно-нравственный. В таких условиях неизбежна переоценка ценностей, продиктованная несостоятельностью и упадком традиционных норм и идеалов, а так же формализацией представлений о добре и зле. В этом смысле обращение к этико-философским учениям русских мыслителей является весьма плодотворным, поскольку в них отражены не только национальный менталитет, самобытность и самосознание русского народа, но и четкое представление о том, что добро и зло – традиционные нравственные ценности. Без постижения подлинного смысла добра и зла, невозможно осознать смысл сущего и истиной роли человека в мире, без их осознания теряется смысл таких понятий, как совесть и честь, долг и справедливость т.д. Добро и зло – это центральные категории этики, ее «ядро». Это понятия морального сознания, отражающие представления человека о хорошем и плохом; это оценка отдельных поступков и явлений с нравственной позиции. Добро, как этическая категория, представляет сочетание положительно оцениваемых нравственных принципов, норм, правил и т.д. Через понятие добра человек выражает свои интересы и устремления, идеалы, выступающие здесь как некая «абстрактная моральная идея о том, что должно быть и заслуживает одобрения» [9]. Осознание добра как нравственной ценности и стремление к добру позволяет личности и обществу в целом совершенствоваться, развиваться и достигать гармонии. По своему содержанию, этическая категория зло противоположно добру и выражает представления о безнравственном, заслуживающем порицания поступке, мотиве и т.д. Зло – это отрицательная оценка чего либо, «в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более узком смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка» [1]. Зло существует в нескольких видах: моральное (греховность), физическое (боль и страдания) и несправедливость мироустроения или миропорядка (невинность страдания), заключающееся «в несоответствии между моральным и физическим злом» [7, с. 36]. Зло выступает общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств и явлений. Мораль управляет мотивами и поведением человека с позиции дихотомии добра и зла: намерения, мысли, эмоции, деяния либо соответствуют добру, либо злу. Однако, человек не является ни добрым и не злым, его нравственная сущность заключается, в том, чтобы быть равно способным на добро и зло. «Этически ценным (добрым) поступком является поступок того, кто предпочел добро злу. Добрым или злым является лишь человек, как целенаправленно действующее существо, имеющее в своем распоряжении свободу выбора определенного действа в определенной ситуации» [2, с. 11]. Тем самым, добро и зло являются фундаментальными категориями этического сознания, от осознания которых зависят прочие нравственные смыслы, представления и деяния. В русской этико-философской мысли проблемы морали и нравственности представлены через отношения человека к миру и осознание

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=