Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 32 продолжают менять знаки и декорации, но процесс приближения читателя к тому, что Лавкрафт называл «истинным ужасом» остается прежним, и сводится к следующей схеме: изумление (astonishment); напряжение (suspense); страх (fear); и ужас (horror), являющийся целью литературного произведения. Сюжеты жанра horror не имеют четкой системы. Однако их можно было бы систематизировать в виде концептов, проявляющих себя как в литературе, так и в киноискусстве, в центре которых лежит понятие опредмеченного хаоса [4], как основного ядра сюжета. Концепты ужаса могут включать в себя легенды, суеверия и страхи, характерные для конкретных поколений. По сути, ужас может выступать своеобразным языком пересказа культуры. Можно выделить следующие концепты жанра: • Ужас перед территорией хаоса (замок, дом, квартира с «плохой» историей; кладбище; место убийства и т.п.); • Ужас перед реальностью (маньяки; массовые убийства; пытки; каннибализм); • Ужас перед женским началом (ведьмы; жрицы); • Ужас перед десакрализацией тела (трансформация тела; превращение; оборотничество; вампиризм; восстание мертвых); • Ужас перед жертвоприношением хаосу (мистическая смерть). Таким образом, можно сделать следующие выводы: Этическая дилемма литературы жанра horror заключается в следующем: может ли транслирование ужаса и смерти нарушить границы восприятия должного у представителя современного общества потребления, или жанр horror все-таки имеет глубокие корни, являясь неотъемлемой частью любой культуры, как реакция на «темную» сторону жизни, выявляющую страхи и проблемы современного человека, и, помогающую если не решить их, то преодолеть? В литературе жанр horror был порожден готическим романом, который, в свою очередь, явился проекцией легенд, суеверий и страхов Средневековья. Особое отношение к мистическому свойственно культуре тех наций, которые формировались в тяжелых природных и исторических условиях, в частности, разнообразие сюжетов horror наблюдается в англоязычной литературе, так же, как и в киноискусстве. В центре сюжетов жанра стоит так называемый «опредмеченный хаос», черты которого можно реконструировать, рассмотрев определенные концепты ужаса, основанные на страхах, легендах и суевериях, характерных для конкретного поколения. Таким образом, жанр horror в литературе имеет глубокие культурно-исторические и социально-культурные корни. В этом смысле этическим критерием при разрешении данной дилеммы является мастерство автора, превращающее «бульварный» сюжет в средство приобщения к неведомому, и заставляющее читателя на границе сверхъестественного и необъяснимого столкнуться с предельными метафизическими вопросами.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=