Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 31 намек на самую пугающую концепцию, созданную человеческим разумом – на смертельную опасность того, что незыблемые законы природы…могут временно отступить или потерпеть полное поражение перед наступлением хаоса…» [ 5, с. 1092]. Э. Биркхэд в исследовании «История ужаса: исследование готического романа» [6], систематизирует готический роман, разделяя его на следующие категории: • Готический роман; • Роман необъяснимой тревоги и напряжения; • Роман ужаса; • Восточная повесть ужаса; • Сатира на роман ужаса; • Короткая повесть ужаса. Таким образом, в историко-культурном смысле, жанр horror в англоязычной литературе во многом берет свое начало из мрачных суеверий, легенд и типичных страхов эпохи позднего Средневековья, на основании которых и появляется готический роман. Г. Лавкрафт указывает на следующие причины, сформировавшие особую атмосферу средневековых страхов, которая впоследствии повлияла на содержание готических романов [5, с. 1093- 1095]: – Противостояние официальной церкви и тайных языческих культов, вызвавшее так называемую «охоту на ведьм» в Европе, и, впоследствии, в Новом Свете, продолжавшуюся с 1450 до 1700 гг. Ужас перед колдовством распространился также и благодаря многочисленным трактатам о демонологии и ведьмовстве, открытым судебным процессам над ведьмами [3]. – Вера в наличие неких сатанинских сект; страх перед «черными мессами» и «шабашами»; страх перед одержимостью демонами. – Частые эпидемии, которым приписывалась мистическая природа. Можно отметить в качестве дополнительной причины и постоянное столкновение средневекового человека со смертью, что нашло свое отражение, в частности, во многих английских и шотландских балладах. Кроме того, Г. Лавкрафт делает интересное замечание, отмечая, что тяга к мистическому в большей степени характерна для северных народов, чем, например, для латиноязычных, так как последние всегда пытались найти непонятным явлениям не мистическое, а рациональное объяснение [5, с. 1095]. Впоследствии готический роман формирует классический роман ужасов, меняя знаки и декорации. Так, М. Саммерс в исследовании «Готический поиск» делает анализ трансформации символов готического романа в классический роман ужаса. Замок или пещера готического романа превращаются в дом в романе классическом; рыцарь – в джентльмена; великан – в отца; ведьма – в старую экономку; полночное убийство – в свадьбу и так далее [6]. Современные представители жанра, такие как С. Кинг, Дин Кунц, Уильям Блэтти, Айра Левин, Роберт Маккаммон, Энн Райс и другие, по сути,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=