Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 30 Следует отметить, что в современном обществе практически утрачено этическое, духовное значение ужаса. Эстетическое транслирование смерти, возрастающая искушенность зрителя ситуациями, вызывающими ужас, снижает порог толерантности к жестокости и смерти, требуя все новых средств эмоционального возбуждения; как отмечает В. Варава «Культура полна проекциями банального ужаса, который по мере своей эстетизации теряет глубину и остроту» [1, с. 33]. Возможно ли, что традиция эстетизации смерти, романтизации ужаса, является не исключительно продуктом современного общества потребления, а имеет более глубокие корни? В культурном контексте жанр ужаса нашел свое начало в литературе, причем наибольшее признание этот жанр завоевал в англоязычной литературе. Знаменитое эссе «короля ужаса» Г. Лавкрафта, где ужас рассмотрен в контексе литературы [5] посвящено именно англоязычной литературе. Необходимо также отметить, что появление и традиции фильмов в жанре «хоррор» принадлежит киноиндустрии США. В чем причина такого интереса к ужасному в англоамериканской культуре? Ответ на этот вопрос требует отдельного комплексного исследования. Однако анализ литературы жанра хоррор в философском контексте может помочь в ответах на вопросы о причинах специфического восприятия ужаса в современном обществе, о перспективах отношения к вопросам смерти в ближайшем будущем, о сути современного восприятия ужаса и смерти. В XVIII веке появляется новый жанр – готический роман, своеобразная точка начала жанра horror в литературе. Основной признак готического романа – особая атмосфера мистики и фантастики, встреча читателя с чем-то сверхъестественным, неведомым, зачастую со сверхъестественными персонажами; готический роман основан на эффекте напряжения и страха. Готический роман появляется в англоязычной литературе; происхождение названия жанра связано с названием архитектурного стиля «готика», обращение к этому термину объясняется тем, что часто действие романа происходит в стенах готических зданий. Термин готика часто употреблялся как синоним к слову «средневековый». Необходимо отметить, что английское слово horror носит, помимо ужаса и страха, значение отвращения, омерзения. Литература жанра horror, по этой причине, имеет своей целью либо напугать читателя встречей со сверхъестественным, либо вызвать отвращение от описываемой, совсем не сверхъестественной реальности. Готический роман явно преследовал первую цель. Именно поэтому нарастающее внутреннее напряжение читателя (suspense) должно заканчиваться ощущением абсолютного ужаса перед сверхъестественным, или, как называл это Г. Лавкрафт, ощущением истинного ужаса, а не отвращением перед уродливыми проявлениями привычного мира. Г. Лавкрафт утверждал, что «настоящие рассказы о сверхъестественном включают в себя нечто большее, чем таинственное убийство, окровавленные кости или смутная фигура в саване… В истинно жутких рассказах должна присутствовать захватывающая дух атмосфера угрозы внешних, необъяснимых и неведомых сил в них должен быть…совершенно серьезный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=