Гуманитарные Ведомости Выпуск 2 (18) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (18), июнь 2016 г. 25 В чем заключает цель и функции профессионального этического кодекса? Во-первых, он должен помогать профессионалам и направлять их при принятии моральных решений. Во-вторых, это руководство для справедливых действий: кодекс является точкой отсчета, критерием морально неправильных действий. В-третьих, кодекс совершенствует уже существующие этические нормы, поэтому кодекс не бывает статичным и постоянным, он всегда должен дополняться в связи с реальными проблемами. Профессиональная этика может быть охарактеризована как разновидность этики ценностей. Профессиональные ценности – это те ценности, которые необходимо надлежащим образом реализовывать через этические стандарты профессии. Хороший профессионал, осознающий профессиональные ценности, этот тот, кто имеет способность и желание жить по стандартам для того, чтобы принять правильное моральное решение в неоднозначной ситуации. Эта способность приобретается через рефлексию практической деятельности [15, с. 22-38]. Этический мониторинг нравственных ценностей и принципов профессии. Именно ценности лежат в основании принципов профессиональной этики, а принципы профессиональной этики лежат в основании этических стандартов в профессиональном этическом кодексе. Ценности профессии складываются из трех видов ценностей: А) Основные нравственные ценности классической аксиологии (ценности, выделенные в системах ценностей М. Шелера, Н. Гартмана, Д. фон Гильдебранда). Б) Ценности первой группы (ценности добродетелей), основанные на общезначимых добродетелях античной этики, конкретизируют основные ценности в сфере образования и воспитания и традиционные добродетели в образовании и воспитании. В) Ценности второй группы (ключевые ценности добродетелей христианской этики): характеризуют исторически сложившееся общекультурное представление об индивидуальной морали в образовании и воспитании. Г) Ценности третьей группы лежат в сфере профессиональной этики, относятся к современной неклассической аксиологии. 2. Предполагается, что в кодексе профессиональной этики: А) Основные ценности и ценности первой и второй групп должны быть отражены в общей структуре кодекса (в преамбуле кодекса; в описании общих принципов профессии) Б) Ценности третьей группы формируют конкретные этические стандарты в кодексе [9, с. 122-137]. Таким образом, задачей анкетирования является определение и анализ первой и второй групп (общие ценности профессии) и ценностей третьей группы (профессиональные ценности с т.з. неклассической аксиологии). Сам метод подобного анализа (сбор информации посредством анкетирования) и принципы применения этого метода (попытка систематизации разнообразных ценностей; убежденность в непостоянном характере ценностей и в их

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=