Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 9 форма российского философского самосознания , которое по природе является литературоцентричным . Веневитинов и Достоевский сформулировали главные положения относительно самобытности русской философии , и воплотили их в своем творчестве в полной мере . Андрей Платонов , бесспорно , принадлежит к этой философической традиции русской литературы . Глубочайшая философичность есть алиби его творчества . Он буквально воспринял заветы Веневитинова и Достоевского , развив их в своем творчестве до немыслимых масштабов и размеров . Казалось бы , что после Достоевского можно еще сказать о мире , человеке и Боге ? Оказывается , что можно . Эти вопросы открыты , и подлинный гений всегда в уже протоптанной тропе найдет новое , неразведанное , неведомое . То , что и сделал Платонов , развив , расширив , углубив неакадемическую традицию отечественной философии . В этом смысле необходимо прояснить следующие вопросы : « Что такое Платонов как философ ?», « Что нам сообщает Платонов в качестве философа ?», « Какова философская весть Платонова ?» Прежде всего , необходимо пояснить название нашей статьи . Оно формально повторяет название доклада « Достоевский как философ », который был прочитан ученым секретарем Петроградской Вольной Философской Ассоциации ( Вольфила ) А . З . Штейнбергом в 1921 году , в котором утверждается преимущественно философский образ Достоевского . Необходимо более подробно остановится на восприятии А . З . Штейнбергом Достоевского как философа , которое сегодня в значительной степени применимо и к Платонову . А . З . Штейнберг пишет : « Среди нас прочно укоренилась привычка в первую очередь мыслить Достоевского как художника , все же остальное подчинить этому началу художественности в нем …» [5, с . 463]. Аналогичная ситуация сегодня и с Платоновым . Самое большое – это выявление « философских мотивов », « философских идей » в прозе А . Платонова . Иногда говорят о « философской прозе » Платонова . Но это все кружение вокруг да около без попадания в сердцевину . Безусловно , здесь наиболее сложное и даже болезненное пересечение философии и филологии . Не отрицая художественных достоинств обоих писателей , видеть в них исключительно художников значит умалять их истинное значение как философов . Вот поэтому А . З . Штейнберг и радикализирует постановку вопроса о Достоевском , когда говорит , что « Достоевский как Достоевский есть прежде всего и после всего философ , систематик мысли , пролагатель новых путей , зачинатель новых методов философской мысли ». И далее : « Достоевский как философ » – есть именно такая попытка включить Достоевского в единственно достойные его рамки , в рамки мировой истории » [5, с . 459]. Итак , Достоевский как таковой – философ , прежде и после всего . « От Толстого пошли толстовцы , от Достоевского идет русская философия » – остроумно добавляет Штейнберг , усиливая мысль о том , что Достоевский есть национальный философ России . Такой радикализм оправдан , поскольку он , не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=