Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 86 уровень отличает самостоятельность , активно - избирательное ответственное отношение к профессиональной деятельности в сфере инклюзивного образовательного пространства . Существенное значение в формировании мотивационно - ценностного отношения к деятельности в инклюзивной образовательной среде имеет установка , т . е . предрасположенность определенным образом воспринять , понять , осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом ( Д . Н . Узнадзе ). В структуре установки исследователи выделяют три составляющие . Когнитивная есть образ того , что готов познать и воспринять человек ; эмоционально - оценочная подструктура комплекс симпатий и антипатий к объекту установки ; поведенческая готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки . В развитии мотивационно - ценностного отношения будущих учителей к инклюзии психологическим и педагогическим дисциплинам принадлежит ключевое значение . В процессе изучения дисциплин психологического цикла развитие эмоционально - ценностного отношения студентов к инклюзии достигается посредством заданий , спроектированных на основе литературного материала , групповых дискуссий . Особые условия для формирования мотивационно - ценностного отношения к инклюзии создает изучение дисциплины « История педагогики и образования ». Обращение к историко - педагогическому наследию в контексте всемирного историко - педагогического процесса позволяет ориентировать студентов на осознание общечеловеческих ценностей и « добродетелей » как ценностно - смыслового и целевого ориентира педагогической деятельности . В формировании педагогической установки на позитивное взаимодействие с различными субъектами инклюзивной среды определенное значение имеет знакомство студентов с ведущими педагогическими идеями гуманистов : утверждение необходимости сочетания античной и христианской культуры в понимании идеала воспитания личности ; признание природного равенства всех людей на воспитание и образование ; развитие активности человека в его стремлении к совершенству , ( Эразм Роттердамский ); необходимость осуществления воспитания человека в коллективе , обществе , созданном на новой социальной основе ( утопический социализм Томаса Мора , Томмазо Кампанеллы ); обучение и воспитание в школах , основанных на уважении к личности ребёнка , признании его человеческого достоинства ( Витторино да Фельтре , Гуарино Гуарини ); реализация энциклопедической программы обучения ( Франсуа Рабле ); опыт , эксперимент как основа человеческого знания и критического мышления ( Мишель Монтень , Хуан Луис Вивес ). Из этих идей , получивших дальнейшее осмысление в работах зарубежных и отечественных педагогов , для становления инклюзивного образования особую значимость , прежде всего , имела идея доступности и всеобщности образования , исходившая из понимания природного равенства всех людей ; идея ответственности за этот процесс учителя .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=