Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 85 Ценностные ориентации являются важными элементами внутренней структуры личности , закрепленными жизненным опытом индивида , всей совокупностью его переживаний . Д . Леонтьев выделил следующие основные группы ценностей , которыми руководствуется личность в своей деятельности : ценности этического порядка ( честность , порядочность , доброта , непримиримость к недостаткам ); ценности межличностного общения ( воспитанность , жизнерадостность , отзывчивость ); ценности профессиональной самореализации ( исполнительность , эффективность в делах , твердая воля ) индивидуальные ценности ( независимость , ответственность , конформизм ) [3]. Таким образом , ценностные ориентации , личностное отношение к профессии имеют важное значение для формирования индивидуального стиля педагогической деятельности , определяя его гуманный , демократический или авторитарный характер . На основе ценностных ориентаций формируется мотивационно - ценностное отношение к педагогической профессии , целям и средствам педагогической деятельности , которое проявляется в педагогической направленности личности . В целом , рассматриваемый компонент профессиональной готовности будущего учителя к деятельности в инклюзивной образовательной среде имеет следующие характеристики : ценностное отношение к ребенку , другим людям вообще , и особенно с проблемами в развитии ; положительное отношение к инклюзии как одной из форм организации современного образовательного пространства школы , потребность в самореализации и развитии профессионально значимых качеств , необходимых для достижения успеха в создании условий , позволяющих удовлетворить особые потребности в обучении и воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья . Мотивационно - ценностный компонент обусловливает не просто понимание и разделение будущим педагогом идеи инклюзивного образования , но также потребность и готовность реализовать свои профессиональные функции с учетом его особенностей . Результаты специальных исследований показали , что о принципиальной невозможности совместного обучения детей с разными особенностями психофизхичечского развития говорят 1,4 %, об отсутствии готовности среды на пути внедрения инклюзивного образования 18,8 %, около 80% идею инклюзии в образовании воспринимают положительно [2, с . 557]. Формирование мотивационно - ценностной готовности к организации инклюзивной образовательной среды является сложным , многоуровневым процессом , который может быть представлен на : репродуктивном , репродуктивно - творческом и творческом уровнях . Репродуктивный уровень готовности соответствует достаточному для исполнения функциональных обязанностей набору компетенций : бакалавры используют готовые решения , опираются на подсказки и советы , деятельность носит репродуктивный характер . Репродуктивно - творческий уровень характеризуется стремлением студентов развивать в себе необходимые качества , формировать знания и умения , которые позволяют принимать самостоятельные решения , Творческий

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=