Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 83 В этом контексте представляет интерес обращение к ряду исследований , посвященных подготовке учителя . Не потеряли своей актуальности работы отечественных исследователей разных лет , в которых раскрываются различные подходы к формированию личности учителя в системе высшего педагогического образования , закономерности и особенности подготовки педагогических кадров О . А . Абдуллиной , С . И Архангельского , В . А Кан - Калика , В . А . Сластенина , Л . Ф . Спирина , А . В . Усовой , В . П . Беспалько , А . А . Орлова , А . А . Бодалева , Н . Ф . Талызиной ; освещаются теоретические основы педагогической деятельности Н . В . Кузьминой , А . В . Мудрика , Ю . П . Сокольникова и др . Общетеоретические вопросы и методика работы педагога - психолога рассматриваются в исследованиях И . В . Дубровиной , И . В . Макаровой , Ю . Г . Крыловой , Р . В . Овчаровой , Е . И . Рогова . Различные аспекты формирования профессиональной готовности педагогов - психологов в системе высшего педагогического образования раскрываются в диссертациях Н . Г . Баженовой , Т . В . Ворончихиной , А . М . Кумушкулова , Л . Л . Лесных , Е . В . Мельник , Н . Л . Оганесовой , И . И . Рысбаева , С . С . Седовой , Г . М . Сибаевой , Е . В . Юрченко и т . д . Осмыслению требований к учителю как организатору инклюзивной среды посвящены работы Н . Н . Малофеева , И . Л . Федотенко . Исследователями подчеркивается , что данные требования обусловлены , с одной стороны , базовыми характеристиками профессиональной деятельности педагога , с другой , спецификой самой инклюзивной среды и ее субъектов . Анализ исследований позволяет выделить различные подходы к пониманию готовности человека к той или иной деятельности . Согласно им готовность характеризуется в связи с психическими функциями , формирование которых считается необходимым условием для обеспечения результативности профессиональной деятельности ( Е . С . Кузьмин , Н . Д . Левитов , В . Н . Мясищев , Д . Н . Узнадзе и др .); как устойчивая характеристика личности , совокупность ее свойств , определяющих пригодность к деятельности . ( В . А . Крутецкий , Л . А . Кандыбович , М . И . Дьяченко и др .); как установка , т . е . предрасположенность личности к реализации определенных потребностей в соответствующих условиях ( Оллпорт , Д . Н . Узнадзе , А . А . Ухтомский ); как подготовленность , т . е . определенный уровень развития способностей и ( или ) прохождение подготовительного этапа в этой либо подобной деятельности ( К . К . Платонов , С . Л . Рубинштейн ). Следует заметить , что основу готовности будущего учителя к организации инклюзивного образования составляют его личностные качества . Исследователи Э . Ф . Зеер , В . А . Сластенин отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний , определенный оптимум тревожности , обеспечивающий интеллектуальную активность педагога , целеустремленность , настойчивость , трудолюбие , скромность , наблюдательность , контактность . Подчеркивается необходимость также и таких качеств как остроумие , ораторские способности , артистизм .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=