Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 82 В последние десятилетия проблема инклюзивного образования привлекает все более пристальное внимание зарубежных и отечественных исследователей . Изучению подвергаются различные аспекты инклюзивного образования . Существенная роль принадлежит разработке методологии инклюзивного образования ( Аксенова Л . И ., Малофеев Н . Н ., Фуряева Т . В ., Е . Р . Ярская - Смирнова , М . М . Семаго и др .). В основе данной методологии подход , при котором признается , что каждый человек способен на развитие и обучение в соответствие со своими возможностями при организации адекватных для этого условий ; обосновывается ответственность всех субъектов за развитие и обучение детей с ограниченным потенциалом возможностей , подчеркивается необходимость целенаправленного формирования общественного восприятия человека с особыми потребностями в плане соответствия его социального статуса статусу обычного человека . Анализ материалов исследований , конференций , посвященных инклюзивному образованию , позволяет выделить в качестве основных следующие аспекты проблемы инклюзии : увеличение степени участия каждого учащегося в академической и социальной жизни школы , снижение степени изоляции учащихся с проблемами в развитии во всех процессах , протекающих внутри школы ; реструктуризация культуры школы , ее правил и внутренних норм , обусловленная необходимостью принятия всего многообразия учеников , учитывая их личностные особенности и потребности ; организация безопасной , здоровьесберегающей инклюзивной образовательной среды с учетом взаимодействия всех ее субъектов ( учеников школы , педагогов , родителей ); реализация социального партнерства в создании условий для интеграции на разных уровнях ее проявления , ликвидации различных барьеров и наибольшей поддержки каждого учащегося для обеспечения максимального раскрытия его потенциальных возможностей . В решении данных проблем , несомненно , ключевая роль принадлежит учителю , который в соответствие с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта должен быть готов к принятию детей с проблемами в развитии , созданию условий для их успешного обучения и воспитания в рамках образовательного пространства обычной школы , взаимодействию с другими субъектами , обеспечивающими медико - психологическое сопровождение данного процесса . Организация инклюзивной образовательной среды как особый вид профессиональной деятельности современного учителя сложное многофункциональное явление . Оно может быть рассмотрено в нескольких аспектах : деятельностном и личностном . Формирование готовности педагогов к данному виду профессиональной деятельности имеет свои специфические особенности , обусловленные характером самой деятельности и требованиями к личности , ее осуществляющей . Несомненно , что формирование готовности учителя к профессиональной деятельности в условиях инклюзии необходимо начинать еще на этапе его подготовки в вузе .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=