Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 73 Лариса Николаевна изучала феномен научных школ в науке , исследовала воспитательную и образовательную роль этих школ , поскольку научная школа – это всегда проблема педагогическая . Сама Л . Н . Хуторская принадлежала к трём научным школам : 1) научная школа по методике обучения физике ( рук .: проф . Иванов Сергей Иванович , МОПИ им . Н . К . Крупской , г . Москва ); 2) научная школа кафедрального типа ( рук .: к . п . н . Хуторская Лариса Николаевна , д . физ - мат . н . Ануфрик Славомир Степанович , г . Гродно ); 3) научная школа человекосообразного образования ( рук .: д . п . н . Хуторской Андрей Викторович , её сын , г . Москва ). Ретроспективный анализ функционирования методической школы С . И . Иванова позволил Ларисе Николаевне выделить два вида применяемой в этой школе регулятивной деятельности , она назвала их регулятивно - эвристической и регулятивно - программной [35]. Первая – это « мягкая » регуляция совещательного типа , делающая акцент на самоопределение и инициативу личности исследователя – ученика школы ; вторая – « жесткая » директивная регуляция , при которой регламентируется исследовательская деятельность : требования к отточености формулировок целей и задач , узкой сферой применения ведущих идей для решения конкретных научно - методических задач , регламентацией видов научно - исследовательской деятельности , теоретической и экспериментальной обоснованностью выводов и рекомендаций . Ярким носителем регулятивной деятельности второго вида являлся С . И . Иванов , все ученики которого прошли через осмысление его письменных замечаний , целых методических трактатов , сопровождающих их первые шаги . Представителем первого вида регулятивной деятельности является С . Ф . Шилова , которая стала продолжателем традиций этой научной школы . Научная школа человекосообразного образования – сегодня одна из ведущих и перспективных научных школ в отечественном образовании [36]. Одна из её задач – реализация в России Доктрины образования человека , которая позволит каждому ученику стать заказчиком и исполнителем своего образования [37]. Лариса Николаевна подготовила и воспитала многих талантливых учителей , педагогов , учёных . Среди её учеников – доктор педагогических наук , ректор Гродненского государственного университете А . Д . Король , директор лицея № 1 г . Гродно И . С . Маслов , кандидат пед . наук , доцент Н . В . Матецкий , подготовивший многих призёров и победителей олимпиад . Автор этих строк – А . В . Хуторской – сын , соавтор и последователь учений и подходов Ларисы Николаевны , в настоящее время руководитель Научной школы человекосообразного образования . Самая большая награда и оценка творческого труда талантливого педагога и ученого – это признание , искреннее уважение коллег , студентов , аспирантов , учителей , школьников . Надеюсь , что труды Ларисы Николаевны Хуторской , память о ней позволят сохранить и приумножить её достижения , воплотить её мечту о космической миссии нынешних учащихся .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=