Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 72 Л . Н . Хуторская определила следующие требования к структуре курса физики [32]: 1. Научная целостность и логика курса предполагает , чтобы инвариантная часть содержала традиционные разделы классической и современной физики . 2. Структура курса должна быть такой , чтобы процесс обучения был максимально приближен к процессу научного исследования . 3. Программу курса целесообразно построить таким образом , чтобы сначала были рассмотрены динамические теории ( основы механики , силовые поля , колебания и волны ), а затем – вероятностные ( основы квантовой физики , молекулярная физика , эксперименты атомной физики и ядра ). Л . Н . Хуторская методологически обосновывает , что курс физики должен иметь фундаментальное ядро , включающее фундаментальные теории и понятия , основные законы и методы исследования , и вариативную часть , тесно связанную со спецификой учебного заведения . Её сформулированы следующие принципы построения содержания курса физики [32, с . 16]: 1) преемственность классических и современных физических теорий , дающая возможность проследить идеи эволюционизма в физике ; 2) концентрированное изложение наиболее фундаментальных вопросов с единых позиций релятивистских идей , законов сохранения , законов квантовой физики , статистических закономерностей ; 3) широкое использование межпредметных связей естественно - математического цикла , обеспечивающих системный подход к изучению окружающего мира . Кроме физических основ построения курса Л . Н . Хуторская вводит методические принципы физики [32, с . 18-24]: 1) принцип структуризации учебного материала ; 2) принцип генерализации учебного материала ; 3) компетентностный принцип построения курса физики . В методике обучения физике Лариса Николаевна модифицировала и систематизировала множество приёмов , методов обучения , форм занятий и учебной деятельности . Все они описаны в её пособиях . Упомяну только один разработанный Ларисой Николаевной метод – метод ошибок , точнее – метод использования ошибок в обучении [33]. Этот метод предназначен в качестве способа личностного « включения » учащихся в учебную деятельность . Метод предполагает работу с ошибками не столько для их исправления , сколько в качестве способа личностного « включения » учащихся в учебную деятельность . Данный метод пригоден не только в обучении , но и в воспитании . Ларисой Николаевной выполнено многолетнее исследование на тему « Ошибки и затруднения учащихся » [34], в результате которого разработана методика , помогающая учащимся преодолевать возникающие проблемы и успешно осваивать изучаемый курс .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=