Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (17) 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 1(17), февраль 2016 г . 70 Воспитание Л . Н . Хуторская никогда не отделяла от обучения и образования . Считала воспитание необходимым мировоззренческим основанием образования человека . Особое внимание уделяла воспитанию таких качеств , как устремлённость , вера в себя , постановка достойных целей , настойчивость , трудолюбие , воля , решительность , честность , справедливость , коммуникативность , уважение к людям , методологическая грамотность , самокритичность . Воспитание данных качеств у учащихся Лариса Николаевна предложила осуществлять с помощью тех , у кого они были : с помощью выдающихся учёных . Л . Н . Хуторская выяснила , что актуальной проблемой является неразработанность теоретических основ педагогики семейного воспитания одаренных детей . Как выявить степень воспитуемости человека , значение его возраста и необходимые условия для разных типов одаренности ? Для построения системы воспитания Л . Н . Хуторская исследовала династии учёных : Бернулли , Беккерелей , Эйлеров , Карно , Паскалей , Капиц , нобелевских лауреатов : Брэггов , Боров , Кюри , Томсонов . На основе исследований были выявлены закономерности жизни и деятельности выдающихся ученых , семейных династий в науке [24]. В качестве основы многие семейные династии использовали опыт семейного воспитания будущих гениев по методу Витте , согласно которому способности человека есть результат воспитания и обучения в первые 5-6 лет его жизни . Отвечая на вопрос « Гениями рождаются , или гении воспитываются ?», Лариса Николаевна делает вывод , что влияют оба компонента : и генетика , и микроклимат , окружающий будущих гениев науки в детстве и юности в решающей степени определяют их будущее . В результате Лариса Николаевна создала свою воспитательную систему , которую реализовывала как учёный и педагог . Теоретическая модель системы воспитания включает следующие компоненты : 1. Цели воспитания – формирование базовых качеств личности . 2. Содержание воспитания – совокупность качеств личности на определённом этапе возрастного развития . 3. Задачи воспитания – основные направления воспитательного взаимодействия . 4. Процессуальные основы воспитания : методы , средства и организационные формы воспитания . 5. Психолого - педагогическое обеспечение воспитательного процесса – психологические механизмы реализации процесса воспитания – активности учащихся . 6. Результаты воспитания – личностные качества учащихся . Лариса Николаевна разработала методологические , содержательные и организационные основы новой научной дисциплины – информационной педагогики . Она отличается как от информатики , так и от педагогики . Под информационной педагогикой Л . Н . Хуторская понимает « теорию получения ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=